Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЛИКВИДАЦИЯ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2004-2006 ГОДЫ" (с изменениями на: 18.10.2005)


3.2. Характеристика проблемы

По состоянию на 01.01.2003 года муниципальный ветхий жилищный фонд города Перми составлял 579 строений с общей жилой площадью 148680,7 кв. м, в которых проживает 10470 человек, в том числе 122 строения являются аварийными с общей площадью 34979,3 кв. м, в данных помещениях проживает 2805 человек.

Основными причинами возникновения ветхого и аварийного жилищного фонда в городе являются:

- естественное старение зданий;

- экстремальные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации, военного и послевоенного периода;

- ежегодное бюджетное недофинансирование капитального ремонта и текущего содержания жилья.

Вместе с тем следует отметить, что проблема ветхого жилищного фонда - это не новая проблема для города. Расселение семей, проживающих в ветхом фонде, всегда находилось в поле зрения органов местной власти, однако в настоящее время эта проблема встала наиболее остро. Снижение объемов строительства муниципального и государственного жилья привело к отставанию процесса ликвидации ветхого фонда от темпов обветшания жилищного фонда в целом. Так в 2000 году ветхий жилищный фонд составлял 173704,2 кв. м, в 2001 - 204043,4 кв. м, а в 2002 - 218616,9 кв. м.

Ликвидация ветхого жилищного фонда в городе прошла несколько этапов. Первый этап, начиная с середины шестидесятых и до конца восьмидесятых годов, имел своей целью ликвидацию бараков и жилья, рассчитанного на временное проживание граждан. Расселение семей, проживающих в ветхом жилье, производилось в основном за счет строительства государственного жилья. Большой процент среди ветхого жилищного фонда занимал ведомственный фонд. Ежегодно по линии министерств и ведомств планировались средства для строительства жилья, за счет которого производилось расселение ветхого жилищного фонда.

Второй этап ликвидации ветхого жилищного фонда, начавшийся в 90-х годах, характеризовался поквартирным отселением жителей из помещений, признанных непригодными для постоянного проживания в силу физического износа. Такой подход в первую очередь был вызван крайне ограниченным количеством муниципального жилья, вводимого в эксплуатацию. Расселение семей из ветхого фонда производилось только в крайнем случае. Однако такой подход привел к существованию полупустых зданий, способствуя ускоренному ветшанию и созданию неудовлетворительных условий проживания для граждан.

Следует отметить, что данный период характеризуется также массовой приватизацией государственного промышленного сектора. В ходе приватизации ветхий фонд, ранее находившийся в ведении предприятий, был передан в муниципальную собственность.

К концу 90-х годов проблема ликвидации ветхого жилищного фонда становится наиболее острой, темпы обветшания фонда намного превышают темпы его ликвидации, проживание в зданиях зачастую становится опасным для жизни и здоровья граждан, увеличивается число исков, поданных жильцами в суды города. Так, если в 2001 году к администрации города было предъявлено 21 исковое требование о предоставлении жилья, в 2002 - 34, то за 9 мес. 2003 г. число таких заявлений составило 48.

Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда в масштабах города, в целом необходимо 2871 млн. рублей, в том числе для переселения из аварийного жилищного фонда - 606,7 млн. руб.

Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие городской инфраструктуры.

Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.

Программа предусматривает частичное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. За 3 года на решение данной проблемы планируется привлечь 600 млн. руб., в том числе 150 млн. рублей за счет бюджета города, 150 млн. руб. за счет средств областного бюджета, 60 млн. руб. за счет федерального бюджета и 240 млн. руб. за счет внебюджетных источников.