Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ГОРОДА ПЕРМИ (2006-2007 ГОДЫ) (с изменениями на: 30.11.2006)


6. Оценка рисков


Факторы, воздействующие на процесс реализации Программы и определяющие риск осуществления реформ, условно подразделяются на две группы: внешние факторы и внутренние факторы.

К группе внешних факторов воздействия относятся: возможность политических изменений как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях; возможность изменений финансово-экономической ситуации; возможность изменения социальной обстановки; стихийные бедствия, катастрофы.

К группе внутренних факторов относятся: фактор ограниченности сроков, технический фактор, ограниченность финансирования.

6.1. Анализ рисков воздействия внешних факторов

Высшие должностные лица страны, области и муниципального образования продекларировали приверженность к курсу реформ, частью которых является и реформа финансовой системы. Отношения депутатов представительного органа местного самоуправления и администрации города Перми носят в целом конструктивный характер, то есть можно сделать вывод о маловероятности сопротивления представительной власти проведению финансовых реформ.

Сохранение на ближайшие годы стабильного финансово-экономического состояния администрации города обеспечивается стабильным ростом производства в муниципальном образовании (многоотраслевой производственной структурой), диверсификацией налоговой базы по видам налогов.

Направленность мероприятий Программы на повышение эффективности использования денежных средств, усиление контроля за их расходованием и другие аналогичные цели в случае ухудшения финансовой ситуации будут носить еще более ярко выраженный антикризисный характер, а необходимость их проведения усилится.

Социальная обстановка в городе Перми на сегодня благоприятствует реализации программных мероприятий: заработная плата выплачивается своевременно, постоянно индексируется, задолженность по пособиям сокращается. Вероятность изменения социальной обстановки находится в прямой корреляционной связи с характером проходящих экономических процессов. В условиях сжатых сроков реализации Программы неблагоприятные изменения социальной обстановки не успеют привести к политическим последствиям и, следовательно, свертыванию Программы. Кроме этого, основная цель Программы реформирования муниципальных финансов - укрепление бюджета как главного гаранта благосостояния и качества жизни населения муниципального образования, наоборот, направлена, в конечном счете, на стабилизацию социального климата. Негативное влияние этого фактора во многом снимается за счет подготовки и создания общественного мнения населения города в необходимости реформ.

Некоторую опасность создает вероятное сопротивление проводимой реформе со стороны руководителей бюджетных учреждений по причине увеличения требований к качеству бюджетных услуг и возможного появления конкуренции в сфере их деятельности. Нейтрализация этого фактора риска может быть обеспечена за счет проведения разъяснительной работы и широкого использования СМИ для пропаганды целей проводимой реформы. Ограничению рисков способствует локальный (экспериментальный) характер ряда программных мероприятий.

Проблемы могут возникнуть и в связи с совпадением сроков реализации Программы с периодом проведения административной реформы. Принципиальная новизна подходов, применяемых в реформе местного самоуправления, реформе финансовой системы и налоговой реформе, связывается с возможным внесением уточнений в существующие на сегодня федеральные планы, концепции и законодательные акты. Поэтому в перспективе не исключено принятие каких-либо федеральных и региональных законов, требующих внесения администрацией города некоторых корректив в настоящую Программу. В этих случаях в целях обеспечения соответствия программных положений новым нормам федерального законодательства Программа будет уточняться.

Географическое расположение города свидетельствует о крайне незначительной возможности природных катаклизмов и вызванных ими рисков для реализации Программы. Основа бюджета и экономики муниципалитета - промышленность, а не сельское хозяйство, то есть неблагоприятные погодные последствия не окажут значительного влияния на финансовые процессы. Вероятность катастроф на модернизированных современных химических производствах невелика и носит, скорее, экономический характер.

6.2. Анализ рисков воздействия внутренних факторов

Программа реформирования муниципальных финансов города Перми построена исходя из принципа реалистичности реализации мероприятий в полуторагодичный срок. Несколько более высокую степень риска имеет принятие новых нормативно-правовых актов на законодательном уровне из-за сложности процедуры нормотворческого процесса и своевременности принятия основы для действия новых муниципальных нормативно-правовых актов.

Повышенный риск в реализации программных мероприятий создает высокая загруженность финансовых органов администрации города текущей работой. На устранение влияния этого фактора направлена разработка методических, проектно-нормативных материалов привлеченными консультантами.

В целом в финансовой системе администрации города сложился квалифицированный кадровый потенциал, что благоприятствует проведению реформ, однако отсутствие опыта реализации крупных проектов в области муниципальных финансов, безусловно, осложнит работу по реализации Программы. В данном случае минимизация риска должна произойти за счет привлечения к работе по поддержке Программы компаний-консультантов, имеющих опыт проведения работ в рамках реформирования муниципальных финансов.

Несмотря на то, что финансирование Программы реформирования муниципальных финансов ограничено объемом бюджетных назначений, использование механизма конкурса при размещении заказов на выполнение работ и услуг позволит уложиться в определенные сметы расходов. Значительная часть финансирования по Программе направляется на техническую модернизацию финансовых органов, поэтому возникают валютные риски при приобретении высокотехнологичного оборудования. В определенной степени они сглаживаются достаточно устойчивой за последние годы тенденцией курса рубля.

Таким образом, можно сделать вывод об относительной устойчивости Программы реформирования муниципальных финансов города Перми к воздействию внешних и внутренних факторов риска для реализации реформ.