ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 года N 326-пп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 НОЯБРЯ 2013 Г. N 1081-ПА
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Магаданской области
от 24 сентября 2021 года N 725-пп
____________________________________________________________________
Правительство Магаданской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации Магаданской области от 7 ноября 2013 года N 1081-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" на 2014-2018 годы" следующие изменения:
1.1. В пункте 2 постановления слово "заместителя" заменить словами "первого заместителя".
1.2. Государственную программу Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" на 2014-2018 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Магаданской области
В.ПЕЧЕНЫЙ
Приложение
к постановлению
Правительства Магаданской области
от 26 апреля 2016 года N 326-пп
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014-2018 ГОДЫ"
ПАСПОРТ государственной программы Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" на 2014-2018 годы"
Наименование государственной программы | государственная программа Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" на 2014-2018 годы" (далее - государственная программа) |
Цели государственной программы | создание условий для повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите |
Задачи государственной программы | - формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышению степени их социальной защищенности; - развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения |
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство труда и социальной политики Магаданской области (далее - Минтруд МО); |
Соисполнители государственной программы | отсутствуют |
Участники государственной программы | - министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее - Минздрав МО); - министерство культуры и туризма Магаданской области (далее - Минкультуры и туризма МО); - министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - Минстрой МО); - департамент физической культуры и спорта Магаданской области (далее - Департамент спорта МО) - государственные учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области (далее - ГУСОН); - Магаданские областные государственные казенные учреждения центры занятости населения (далее - ЦЗН); - медицинские организации Магаданской области, подведомственные министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее - ГУЗ); - государственные учреждения культуры Магаданской области (далее - ГУК). По согласованию: - Управление Министерства внутренних дел России по Магаданской области (далее - УМВД России по Магаданской области); - Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области (далее - УФСИН России по Магаданской области) |
Подпрограммы государственной программы | - Подпрограмма "Старшее поколение Магаданской области" на 2014-2018 годы"; - Подпрограмма "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области" на 2014-2018 годы"; - Подпрограмма "Содействие в социальной адаптации отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" на 2014-2018 годы"; - Подпрограмма "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" на 2016-2018 годы"; - Подпрограмма "Создание условий для реализации государственной программы" на 2016-2018 годы" |
Целевые показатели государственной программы | - обеспеченность граждан пожилого возраста социальными услугами в учреждениях социального обслуживания населения Магаданской области; - доля граждан пожилого возраста, удовлетворенных качеством социальных услуг; - обеспеченность лиц старшего поколения всеми видами медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами; - охват пожилых граждан, имеющих хронические заболевания, регулярным динамическим диспансерным наблюдением; - численность граждан старшего поколения, получивших оздоровление на базе гериатрического отделения МОГБУЗ "Инфекционная больница", реабилитационного отделения ГБУЗ "Магаданская областная больница", койках сестринского ухода; - обеспеченность граждан пожилого возраста санаторно-курортным лечением на базе санаторных учреждений Магаданской области; - численность граждан пожилого возраста, которым оказана социальная помощь подростками в рамках временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время; - численность граждан пенсионного возраста, обратившихся в органы службы занятости населения и прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации; - количество приобретенного реабилитационного оборудования; - количество приобретенного медицинского и технологического оборудования; - количество приобретенного автотранспорта; - доля стационарных учреждений социального обслуживания населения, оборудованных резервными источниками питания; - доля лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в общем количестве обратившихся граждан данной категории, которым оказаны услуги в сфере занятости населения; - доля лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальные услуги; - обеспечение финансирования мер социальной поддержки; - обеспечение функционирования государственных учреждений, подведомственных министерству труда и социальной политики Магаданской области, оказывающих социальные услуги и услуги по предоставлению мер социальной поддержки |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014-2018 годы. Этапы государственной программы не предусматриваются |
Ресурсное обеспечение государственной программы | общий объем финансирования государственной программы за счет средств областного и федерального бюджета составляет - 10 675 543,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 - 932 719,1 тыс. рублей; 2015 - 999 253,4 тыс. рублей; 2016 - 2 966 371,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 441 518,3 тыс. рублей; 2017 - 2 779 828,4 тыс. рублей; 2018 - 2 997 370,6 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан, улучшение социального самочувствия в обществе; - повышение качества предоставления социальных услуг; - повышение эффективности использования бюджетных средств |
I. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы и прогноз развития на перспективу
Сложившуюся систему социальной защиты населения в Магаданской области определяют особенности демографического и социально-экономического развития региона.
На протяжении последних лет на территории Магаданской области продолжает сохраняться достаточно сложная демографическая ситуация. Сказывается влияние специфических северных факторов - экстремальные природно-климатические условия, низкий уровень плотности населения и транспортной доступности.
Главной тенденцией демографических процессов является сокращение численности населения. По данным Росстата, на 1 января 2015 года на территории Магаданской области проживало 148,1 тыс. человек. По сравнению с началом 2005 года численность населения сократилась на 23,7 тыс. человек, или на 13,8%. Данное сокращение обусловлено миграционным оттоком населения (в основном в трудоспособном возрасте) в центральные районы страны.
Современная демографическая ситуация в Магаданской области характеризуется повышением доли лиц в возрасте старше трудоспособного и снижением доли лиц моложе трудоспособного возраста. На 1 января 2015 года в Магаданской области 28,4 тыс. человек (18,5%) принадлежали к категории граждан старшего поколения (женщины в возрасте 55 лет и старше и мужчины - 60 лет и старше). По состоянию на 1 января 2010 года она составляла 25,8 тыс. человек, рост за 5 лет составил 11%.
В настоящее время в пожилой возраст вступает совершенно иное поколение. Это люди, имеющие в большинстве своем, высшее или среднее профессиональное образование, иное социальное и материальное положение и, следовательно, более высокие притязания по их социальному обеспечению и социальному обслуживанию, что требует адекватной социальной политики в отношении старшего поколения.
Возрастающая доля граждан пожилого возраста в общей численности населения Магаданской области определяет их как приоритетную целевую группу. Для отдельных категорий пожилых людей законодательством Магаданской области установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат и компенсационных расходов. На протяжении ряда лет в Магаданской области разрабатывались и реализовались областные целевые программы "Старшее поколение Магаданской области", предусматривающие дополнительную материальную поддержку пожилых людей, меры по укреплению их здоровья, организации культурно-досуговой деятельности, совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала. Сложившаяся система мер социальной поддержки в определенной степени компенсирует риски потери их доходов, но сохраняет высокий спрос на качественные социальные услуги, в том числе по социальному обслуживанию, включая сегмент платных услуг.
В Магаданской области сформирована государственная система социальных служб, структура которой оптимизирована с учетом региональных особенностей.
По состоянию на 1 января 2015 года в системе социальной защиты населения Магаданской области функционируют 19 учреждений, в том числе 7 учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей (далее - стационарные учреждения): 1 учреждение общего типа для престарелых и инвалидов (основной корпус расположен в г. Магадане, отделение "Ветераны Колымы" - в пос. Снежная Долина, и филиал - в пос. Синегорье) с плановой наполняемостью с 1 января 2015 года 303 койко-места, 2 психоневрологических интерната на 293 места, 1 детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей на 45 мест, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и его филиал на 60 мест, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства на 28 мест, оздоровительно-реабилитационный центр на 65 мест.
В целях повышения качества предоставления социальных услуг стационарного социального обслуживания, сокращения очередности необходимо строительство дома-интерната общего типа для престарелых и инвалидов на 200 мест, ввод в действие которого позволит провести реорганизацию коечной сети, обеспечив тем самым выполнение требований санитарных норм и удовлетворение потребности в стационарных социальных услугах. В 2013 году осуществлен отвод земельного участка под строительство объекта, проведены инженерные изыскания. Затраты областного бюджета составили 5,46 млн. рублей.
Качество предоставления социальных услуг зависит, в том числе, и от состояния материально-технической базы учреждений. Поэтому данной проблеме уделяется большое внимание.
Планомерно в учреждениях проводятся ремонтные работы, в том числе по утеплению и облицовке пожаробезопасными материалами фасадов зданий учреждений, утеплению и замене кровли на металлочерепицу, ремонту жизнеобеспечивающих коммуникационных систем (тепло, водо, электроснабжения). На особом контроле находятся вопросы подготовки стационарных учреждений к работе в осенне-зимний период, создания доступной среды для инвалидов. Для повышения качества социального обслуживания приобретается необходимое оборудование, автотранспортные средства.
В целях повышения результативности расходов областного бюджета, направляемых на укрепление материально-технической базы подведомственных департаменту социальной поддержки населения администрации Магаданской области учреждений, в 2012-2013 годах реализовалась ведомственная целевая программа "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области", в рамках которой осуществлялась работа по приобретению технологического, медицинского, реабилитационного оборудования, автотранспортных средств, проведению ремонтных работ.
Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти Магаданской области меры по развитию системы учреждений социальной обслуживания и совершенствованию социальной поддержки имеющиеся в обществе отдельные социальные тенденции определяют еще одну группу населения, нуждающуюся в социальной помощи. К такой группе следует отнести граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе в связи с болезнью, инвалидностью, безработицей, конфликтами в семье, лиц без определенного места жительства, лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В отдельных случаях гражданам для решения их проблемы требуется разовая материальная поддержка, оказание которой осуществляется в рамках Закона Магаданской области от 12 марта 2003 года N 320-ОЗ "О государственной социальной помощи в Магаданской области" и постановления администрации Магаданской области от 12 января 2006 года N 1-па "О порядке оказания материальной помощи гражданам, обратившимся на личный прием в Правительство Магаданской области". В иных ситуациях требуется комплексный подход к решению проблем, в том числе на базе открытого в 2010 году государственного учреждения "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства", клиентами которого за 5 лет стали 763 человека.
В течение 2010-2013 годов на территории области реализовалась областная целевая программа "Социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы" на 2011-2013 годы", в рамках которой осуществлялись меры по профессиональной ориентации и содействию в трудоустройстве, мероприятия по оказанию социально-бытовой помощи, включая материальную поддержку, консультативную помощь, восстановление утраченных документов, правовые консультации. С учетом социальных аспектов мероприятия программы корректировались, что позволило повысить эффективность принимаемых мер. Ежегодно из исправительных учреждений Магаданской области освобождаются порядка 400 человек, большая часть из которых за период нахождения в местах лишения свободы утрачивает социальные связи. Поэтому данная целевая группа является нуждающейся в дополнительной государственной поддержке, решение их проблем возможно в рамках государственной программы.
Особенностью Магаданской области является удаленность значительной части территории, слабая развитость социальной инфраструктуры (в частности, здравоохранения), в том числе в связи с недостатком квалифицированных кадров. Это приводит к минимизации возможности населения для получения качественных медицинских и медико-социальных услуг. Сосредоточение основных социально-значимых объектов в областном центре - г. Магадане вызывает необходимость поддержки отдельных социально-уязвимых категорий граждан в оплате проезда к месту специализированного лечения и получения медико-социальной помощи.
Необходимость в развитии системы социальной защиты населения Магаданской области путем усиления адресности социальной поддержки, внедрения новых форм социального обслуживания и укрепления материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги, обусловлена необходимостью оптимизации бюджетных расходов на социальную политику и усилением влияния мер социальной поддержки и социального обслуживания на повышение качества жизни граждан.
Целесообразность решения проблем социальной защиты населения на основе программно-целевого подхода обусловлена высокой социальной значимостью решаемых проблем, необходимостью преобразований с целью повышения эффективности и результативности оказываемых мер социальной поддержки и предоставляемых социальных услуг, а также межведомственным характером решаемых проблем.
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках государственной программы, выделены следующие риски ее реализации:
- финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования мероприятий государственной программы, что осложнит оказание социальной поддержки целевых групп населения, и как следствие - к росту социальной напряженности в обществе;
- операционные риски связаны с возможным несвоевременным внесением изменений в нормативную правовую базу и несвоевременным выполнением мероприятий государственной программы;
- социальные риски связаны с дефицитом квалифицированных кадров в системе социальной защиты населения;
- риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут явиться результатом того, что учреждения с круглосуточным пребыванием людей не оснащены резервными источниками электроснабжения;
- информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации государственной программы.
II. Приоритеты, цели, задачи и целевые показатели, ожидаемые результаты, этапы и сроки реализации государственной программы
Основные приоритеты государственной программы определены с учетом задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социального и экономического развития Магаданской области до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 года N 1241-ОЗ.
В число приоритетов входят:
- обеспечение эффективного функционирования системы социальной защиты;
- повышение результативности мер социальной поддержки;
- модернизация и развитие сектора социальных услуг;
- эффективное использование бюджетных средств.
Целью государственной программы является создание условий для повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите.
В рамках государственной программы предусматривается решение следующих задач:
- формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышению степени их социальной защищенности;
- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения.
Оценка достижения целей государственной программы производится посредством целевых показателей. Состав и значения целевых показателей государственной программы приведены в приложении N 1 к настоящей государственной программе.
Реализация Подпрограммы "Старшее поколение Магаданской области" на 2014-2018 годы" позволит усилить социальную защищенность пожилых людей, на межведомственной основе создать благоприятные условия для укрепления здоровья, совершенствования коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала, организации свободного времени, досуговой деятельности и участия в спортивных мероприятиях.
Реализация Подпрограммы "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области" на 2014-2018 годы" позволит привести здания и сооружения учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения в соответствие с нормативными и эксплуатационными требованиями, обеспечить учреждения необходимым оборудованием, улучшение условий проживания клиентов в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, повысить качество предоставляемых социальных услуг.
Реализация подпрограммы "Содействие в социальной адаптации отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" на 2014-2018 годы" будет способствовать смягчению последствий негативных социальных тенденций, повышению социальной защищенности лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Реализация Подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" на 2016-2018 годы" позволит обеспечить исполнение нормативных публичных обязательств, а также предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Магаданской области.
Реализация Подпрограммы "Создание условий для реализации государственной программы" на 2016-2018 годы" позволит обеспечить стабильное функционирование государственных учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения, а также своевременное и качественное предоставление населению Магаданской области услуг и мер социальной поддержки.
В целом реализация настоящей государственной программы будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
- повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан, улучшение социального самочувствия в обществе;
- повышение качества предоставления социальных услуг;
- повышение эффективности использования средств бюджетной системы Магаданской области.
Реализация настоящей государственной программы будет осуществляться в период с 2014 по 2018 годы.
III. Перечень подпрограмм и основных мероприятий государственной программы
В структуру настоящей государственной программы включено пять подпрограмм, реализация мероприятий которых направлена на достижение целевых показателей, запланированных государственной программой. Перечень мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов приведены в приложении N 2 к настоящей государственной программе.