Действующий

Об утверждении программы Республики Коми "Доступная среда" (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Таблица 10

Учебный год

Количество детей с инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных организациях

Из них переведены на обучение на дому

2016 - 2017

1516

402

2017 - 2018

1719

478

2018 - 2019

1798

571

2019 - 2020

1836

603

2020 - 2021

1803

564


________________


* Информация представлена в соответствии с формой федерального статистического наблюдения N ОО-1 "Сведения об организациях, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования" (дата сбора официальной статистики - ежегодно, по состоянию на 20 сентября).


В образовательных организациях республики большое внимание уделяется интегрированному обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ.


В 2020 - 2021 учебном году в муниципальных общеобразовательных организациях Республики Коми обучались 2806 детей с ОВЗ и детей с инвалидностью (в 2019 - 2020 гг. 2788 детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, в 2018 - 2019 учебном году - 2713 детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, в 2017 - 2018 учебном году - 2433 детей с ОВЗ и детей с инвалидностью).


На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020 - 2021 учебном году получают образование 1354 обучающихся с ОВЗ, еще 1442 обучающихся получают образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


В 2020 - 2021 учебном году в 176 муниципальных общеобразовательных организациях обучаются 890 обучающихся с ОВЗ (в 2019 - 2020 учебном году в 154 муниципальных общеобразовательных организациях обучались 766 обучающихся с ОВЗ, в 2018 - 2019 учебном году в 154 муниципальных общеобразовательных организациях обучались 763 обучающихся с ОВЗ, в 2017 - 2018 учебном году в 152 школах обучались 714 обучающихся).


В классах созданы условия, адекватные особенностям развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ, позволяющие предупредить их дезадаптацию в условиях общеобразовательного учреждения.


При организации учебного процесса в классах для детей с ОВЗ, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, проводится комплексная коррекционно-развивающая работа. Обучающимся оказывается логопедическая, психологическая, дефектологическая помощь на индивидуально-групповых и фронтальных занятиях, направленная на компенсацию недостатков при формировании школьных навыков, а также на нормализацию эмоционально-волевой сферы и формирование продуктивных способов мыслительной деятельности детей.


Организация работы классов для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, рассматривается как одна из форм педагогической помощи детям с инвалидностью и ОВЗ.


Образовательная поддержка детям-инвалидам оказывается через реализацию республиканского проекта "Дистанционное обучение детей-инвалидов", предусматривающего обеспечение доступа детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, а также оказание поддержки семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии. Центр дистанционного обучения детей-инвалидов функционирует на базе государственного образовательного учреждения Республики Коми "Республиканский центр образования". Для организации обучения детей-инвалидов разработана модель, основанная на интеграции очной формы обучения, которое осуществляет образовательное учреждение по основному месту обучения ребенка, и обучения с применением дистанционных образовательных технологий (интерактивное телевидение), которое осуществляет Центр.


В 2020 - 2021 учебном году на обучении в Центре находятся 76 детей с инвалидностью, не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером (в 2019 - 2020 учебном году на обучении в Центре находились 95 детей, 2018 - 2019 учебном году - 102 ребенка, 2017 - 2018 учебном году - 104 ребенка). Кроме того, обучающимся в рамках дистанционного образования предоставлена возможность свободного общения посредством программы "Skype" или на сайте дистанционного обучения. Сопровождение дистанционного образования осуществляют учителя-тьюторы и педагоги-психологи.


В Республике Коми продолжает развиваться система дополнительного образования, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью. Дополнительное образование детей с ОВЗ и детей с инвалидностью осуществляется как на базе государственных и муниципальных образовательных организаций дополнительного образования, так и на базе общеобразовательных организаций Республики Коми.


В 2020 году по программам дополнительного образования обучались 4 836 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих в Республике Коми, по различным формам обучения: сетевой, электронной, дистанционной и индивидуально на дому.