Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2016 года N 112

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОНАСЕЛЕННЫХ, ТРУДНОДОСТУПНЫХ И ОТДАЛЕННЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 ноября 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 05.11.2019 N 314.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 31.08.2017 N 220, от 11.07.2018 N 224)


В соответствии с подпунктом 11 пункта 2, пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в целях социально-экономического развития малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу социально-экономического развития малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Р.Р.Пальталлера.

Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.БЕРДНИКОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Алтай
от 22 апреля 2016 года N 112

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОНАСЕЛЕННЫХ, ТРУДНОДОСТУПНЫХ И ОТДАЛЕННЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

 (в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 31.08.2017 N 220, от 11.07.2018 N 224)


 1. Паспорт программы

Наименование программы (далее - программа)

Комплексная программа социально-экономического развития малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай

Основание для разработки программы

подпункт 11 пункта 2, пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р; поручение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай А.В.Бердникова от 17 декабря 2015 года N ПГ-438

Исполнители программы

Министерство регионального развития Республики Алтай,

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай,

Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай,

Министерство образования и науки Республики Алтай,

Министерство здравоохранения Республики Алтай,

Министерство культуры Республики Алтай, Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай,

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай,

Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Алтай,

Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай,

администрации муниципальных образований в Республике Алтай (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 11.07.2018 N 224)

Сроки реализации программы

2016 - 2030 годы

Цель программы

Сохранение, развитие малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай и создание комфортных условий проживания в них населения

Ресурсное обеспечение программы

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составит 7429597,3 тыс. рублей, в том числе:

а) за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай (справочно) составит 5765820,1 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета (справочно) составит 1399614,9 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов (справочно) составит 86414,5 тыс. рублей;

г) за счет средств из иных источников (справочно) составит 177747,8 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Недопущение исчезновения малых, труднодоступных сел.

Сохранение численности населения к 2030 году в населенных пунктах, включенных в программу, не ниже уровня 2015 года


 2. Характеристика текущего состояния, основные проблемы в сфере реализации программы, приоритеты


В Республике Алтай по состоянию на начало 2016 года в 91 сельском поселении находятся 245 населенных пунктов. В них проживает около 152,3 тыс. человек, или более 70% населения. Плотность населения составляет 2,32 чел. на км(2). Большинство муниципальных районов (кроме Майминского, граничащего с г. Горно-Алтайском) имеют низкую плотность населения. Плотность населения муниципальных районов варьируется от 0,62 чел./км(2) (в высокогорном, отдаленном Улаганском районе) до 24,87 чел./км(2) (в Майминском районе). Средняя плотность населения в муниципальных районах (без г. Горно-Алтайска) составляет 1,64 чел. на км(2). Во всех муниципальных районах республики имеются отдаленные и труднодоступные населенные пункты, в том числе малые. Для целей реализации настоящей программы определено 39 населенных пунктов из всех муниципальных районов в Республике Алтай, в которых на начало 2016 года проживает 12431 человек, это около 5,8% населения республики. Перечень населенных пунктов приведен в приложении N 1 к настоящей программе. В этих селах отмечается сокращение численности населения, главным образом в связи с миграционной убылью. Так, за 2014 год численность населения в них снизилась на 231 человек, за 2015 год - на 131 человек, а на начало 2016 года по сравнению с данными на начало 2012 года сократилась на 588 человек, или на 4,2%. При сохранении сложившейся тенденции численность населения в этих населенных пунктах к 2030 году может снизиться к уровню 2015 года на 22% и составит 9,8 тыс. чел., при этом в целом по республике численность населения будет возрастать. Снижение численности населения в малых труднодоступных селах неизбежно приведет к их исчезновению.

Основным видом занятий населения, проживающего в малонаселенных, отдаленных, труднодоступных селах, является сельское хозяйство, туризм. В перспективе такая специализация населенных пунктов сохранится. Часть сел является территориями компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Алтай.

В настоящее время в малонаселенных, труднодоступных и отдаленных пунктах Республики Алтай находятся 157 сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Поголовье скота в данных хозяйствах по состоянию на 01.01.2016 составляет: маралы и табунные лошади - 14903 гол., овцы и козы - 12827 гол., яки и верблюды - 60 гол., маточное поголовье КРС мясных пород и помесей - 527 гол.

Продуктами питания, такими, как: мясо, молоко, яйца, рыба, картофель, овощи, население обеспечивает себя полностью. Излишки продукции (мяса) реализуются в зимнее время, молоко используется только на внутрихозяйственное потребление. Закуп молока в труднодоступных и отдаленных селах из-за удаленности от перерабатывающих предприятий не производится, его организация требует значительных материальных и финансовых затрат и в настоящее время нерентабельна.

Одним из традиционных направлений в малых, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах является сбор дикорастущих и лекарственных растений (клюква, брусника, орехи, грибы, папоротник-орляк и т.д.).

Перспективным направлением в малых селах является рыбохозяйственная отрасль, так как рыболовство является традиционным занятием сельского населения. Водоемы на территории Республики Алтай, особенно в труднодоступных, отдаленных селах Кош-Агачского, Улаганского районах, перенаселены османом, который является малоценной рыбой. Данный вид не имеет большой рыночной стоимости и потребительской ценности, поэтому занимаемая им "территория" не приносит дохода ни государству, ни рыболовам-любителям. Аналогичная ситуация в водоемах других районов, которые перенаселены окунем, карасем. Экономически более оправдана ориентация экосистем на выращивание ценной, дорогой рыбы на естественных кормовых ресурсах (пастбищная аквакультура).

Одним из перспективных направлений является развитие туризма в малых селах.

Несмотря на достаточно высокий ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства, суровые природно-климатические условия ограничивают потенциал пастбищных угодий. Аналогичные риски развития характерны для других как традиционных, так и перспективных направлений развития экономики в малых селах, при этом без ежегодной государственной поддержки не представляется невозможным не только увеличение поголовья скота, но и развитие других подотраслей. Данное обстоятельство влечет низкий уровень собственных доходов, в том числе налоговых поступлений, в бюджеты как муниципальных районов, так и сельских поселений, на территории которых расположены малые села.

Удаленность от центров и транспортных магистралей, бюджетные ограничения и остаточный принцип финансирования развития малых сел обусловил низкий уровень развития социальной и производственной инфраструктуры, в том числе отсутствие стабильно работающих предприятий, в том числе к росту безработицы.

Число официально зарегистрированных безработных на конец 2014 года в малых селах составляло 153 человека (1,22% к численности населения в этих селах), к концу 2015 года снизилось и составило 122 человека. С целью содействия занятости населения в населенных пунктах в период реализации программы следует осуществлять мероприятия по:

временному трудоустройству безработных граждан;

профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан;

содействию самозанятости безработных граждан.

Одной из причин неблагоприятной ситуации в комплексном развитии отдаленных населенных пунктов является низкий уровень комфортности проживания, в ряде сел имеется проблема обеспечения питьевой водой, неудовлетворительного качества автомобильных дорог, отсутствия связи, в том числе сотовой, и доступа к сети "Интернет". Из представленного перечня только в 19 населенных пунктах имеется водоснабжение (менее 50%), часто децентрализованное. В 5 населенных пунктах отсутствуют объекты здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты) и культуры. В 7 малых населенных пунктах нет школ.

Водоснабжение имеется в 19 населенных пунктах, однако сетями водоснабжения обеспечена только часть населения этих сел. С учетом перспектив развития населенных пунктов водоснабжение является первоочередной задачей, которую возможно реализовать в рамках ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий".

Сложный рельеф высокогорной местности затрудняет условия жизни населения, снижает уровень транспортной доступности, способствует повышению стоимости строительства объектов.

Единственным видом транспорта для отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, как и всей территории республики, является автомобильный транспорт. Сеть автомобильных дорог является достаточно разветвленной, проходит по горной, иногда высокогорной местности. Значительная часть дорог, особенно ведущих к отдаленным населенным пунктам, находится в неудовлетворительном состоянии. С некоторыми населенными пунктами полностью отсутствует круглогодичная связь по дорогам общего пользования (Каначак, Суранаш, Язула, Коо, Кок-Паш, Балыкча, Беле, Беляши, Аркыт, Инегень).

С некоторыми населенными пунктами имеется автомобильная связь через территорию соседнего субъекта РФ - Кемеровскую область (Майск).

Кроме того, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог к труднодоступным селам обуславливает низкие скорости движения и, вследствие этого, высокую стоимость перевозок. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, низких сроков службы автопарка, больших расходов на техническое обслуживание автопарка.

В перспективе будет актуальным строительство автомобильной дороги Иня - Тюнгур, что повлечет за собой развитие туризма по кольцевому маршруту Усть-Коксинский район - с. Тюнгур - с. Инегень.

Часть сел подвержены негативному воздействию вод (паводковых, береговому размыву - береговой эрозии и затоплению прибрежных зон в максимум половодья). Иногда происходит затопление участков автомобильных дорог.

Всего из 39 сел в трех селах выполнены мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод (расчистка русел рек в с. Майск в 2008 году, в с. Паспарта в 2012 году, капитальный ремонт ГТС в с. Белый Ануй в 2007 - 2008 годах). В двух населенных пунктах ведутся работы по предотвращению негативного воздействия вод (с. Коргон - капитальный ремонт ГТС на реке Чарыш и планируется строительство противопаводковых ГТС на реке Чулышман в с. Балыкча).

По результатам предпаводковых и послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов наибольшему негативному воздействию подвержены 4 села: Уймень (паводковое затопление), Мульта (паводковое затопление, береговая эрозия), Инегень (наледные затопления), с. Беляши (паводковое затопление, береговая эрозия). Капитальное строительство объектов по предотвращению негативного воздействия реки Верхний Инегень и рек Чулиш и Уймень в с. Уймень не требуется, т.к. негативное воздействие рек может быть предотвращено путем расчистки и углубления русел рек. В селах Беляши и Мульта необходимо строительство противопаводковых берегозащитных сооружений капитального характера. Одной из проблем является отсутствие проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию объектов инженерной защиты от негативного воздействия вод, являющихся объектами муниципальной собственности в связи с ограниченностью средств местных бюджетов.

В 12 отдаленных населенных пунктах отсутствует централизованное электроснабжение, работают дизельные, малые гидро- либо автономные гибридные дизель-солнечные электростанции. С учетом увеличения объемов потребления электроэнергии как населением, так и туристами в туристский сезон, необходимо увеличение мощностей объектов электроэнергетики в населенных пунктах, включенных в программу, а также обновление имеющегося оборудования для выработки электроэнергии.

Кроме того, с учетом энергодефицитности региона возрастет потребность в проектировании и строительстве ВЛ 110 кВ "Усть-Кокса - Иня", цель которой - обеспечение надежности электроснабжения, обеспечение энергобезопасности потребителей, проживающих в отдаленных населенных пунктах в Усть-Коксинском, Усть-Канском районах. Суть проекта - закольцовка электросетей, которые питают Усть-Канский, Усть-Коксинский, Онгудайский районы, что обеспечит надежное резервирование как по этим районам, так и за счет двустороннего питания по Кош-Агачскому и Улаганскому районам.

Из 39 населенных пунктов, включенных в программу, в четырех не имеется ни одного объекта социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры): с. Аркыт (63 чел.), Суранаш (33 чел.), Беле (30 чел.) и Кок-Паш (27 чел.), более того, все эти села не имеют сетевого электроснабжения.

Отсутствуют объекты здравоохранения в населенных пунктах с числом жителей до 100 человек:

1) с. Аркыт Кош-Агачского района (63 чел.);

2) с. Чуйка Турочакского района (86 чел.);

3) с. Суранаш Турочакского района (33 чел.);

4) с. Беле Улаганского района (30 чел.);

5) с. Кок-Паш Улаганского района (27 чел.).

В вышеуказанных населенных пунктах строительство фельдшерско-акушерских пунктов нецелесообразно. Данные населенные пункты обслуживаются ближайшими ФАПами. Согласно приказу Минздрава России от 15 мая 2012 года N 543н в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов (выездные формы работы), не реже 2 раз в год. Также могут быть организованы домовые хозяйства.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 19 августа 2015 года N 139 "Об утверждении схемы территориального планирования системы здравоохранения Республики Алтай" в с. Чуйка и с. Суранаш Турочакского района, с. Аркыт Кош-Агачского района организованы домовые хозяйства. Домовое хозяйство выбирается из числа проживающих в сельском поселении, по добровольному согласию, безвозмездно. В селах Беле и Кок-Паш Улаганского района ведется работа по организации домовых хозяйств.

Домовое хозяйство обеспечивается аптечкой первой помощи, телефонной связью с фельдшером ближайшего ФАП, районной больницей и оперативным дежурным БУЗ РА "Центр медицины катастроф". Ответственное лицо проходит обучение по правилам оказания первой помощи не реже одного раза в год. При обращении граждан по поводу угрозы здоровью ответственное лицо действует в соответствии с Порядком оказания первой помощи в Домовом хозяйстве, утвержденным руководителем медицинской организации.

В с. Кучерла Усть-Коксинского района отсутствует ФАП, число жителей села составляет 139 человек, в туристский сезон численность населения увеличивается за счет отдыхающих. В данном населенном пункте требуется строительство фельдшерско-акушерского пункта.

В настоящее время из 39 труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай в семи отсутствуют образовательные организации, осуществляющие обучение по программам начального, основного и среднего (полного) общего образования. В 10 населенных пунктах имеются начальные общеобразовательные школы, где обучается 99 детей, в 12 - основные общеобразовательные школы (552 ребенка), в 10 - средние общеобразовательные школы (1378 детей). Всего в общеобразовательных организациях обучается 2029 детей.

В 21 населенном пункте оказываются услуги дошкольного образования, в 15 населенных пунктах 539 детей посещают детские сады, кроме того 37 детей посещают дошкольные группы при общеобразовательных организациях, 31 ребенок посещает группы кратковременного пребывания.

Из 32 муниципальных образовательных организаций, расположенных в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, 15 школ требуют капитального ремонта. Инженерные сети и коммуникации характеризуются высокой степенью изношенности. Невыполнение в полном объеме требований к санитарному и противопожарному состоянию помещений ведет к снижению уровня безопасности всех участников образовательного процесса.

Общеобразовательные организации должны иметь все виды благоустройства, необходимые для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности помещения, в том числе современные учебные, информационно-библиотечные, спортивные, помещения для питания, медицинского назначения, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации образовательной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из проблем является то, что уровень общего образования в сельской местности в целом заметно ниже городского и среднереспубликанского, особенно в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, что связано с тем, что кадровый состав в сельских школах укомплектован не полностью. Далеко не во всех районах сельские учителя, особенно молодые специалисты, обеспечены жильем.

Решение этой проблемы невозможно без улучшения социальных и жилищно-бытовых условий педагогических работников.

Согласно данным муниципальных образований по состоянию на 1 марта 2016 года из 35 муниципальных образовательных организаций, расположенных в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, в 17 школах на балансе состоит специализированный транспорт для перевозки детей, посредством которого обеспечивается подвоз детей из других начальных и основных общеобразовательных школ. Всего подвоз осуществляется из 18 населенных пунктов, где имеются данные школы. Подвоз осуществляется в ежедневном и еженедельном режиме в зависимости от расстояния между населенными пунктами, численности обучающихся и наличия пришкольных интернатов.

В учреждениях 36 населенных пунктов, из 39 включенных в программу, ведется культурно-досуговая деятельность. Несмотря на отдаленность и труднодоступность этих сел от районных центров население активно участвует в мероприятиях сельского, муниципального и республиканского уровня. При этом необходимо отметить, что основным фактором, влияющим на эффективность работы учреждений сферы культуры, является их слабая материально-техническая база.

При выборе собственной стратегии развития учреждения опираются на имеющуюся ресурсную базу, которая в большинстве случаев является недостаточной для организации культурной деятельности и предоставления населению качественных услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»