ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2016 года N 112
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОНАСЕЛЕННЫХ, ТРУДНОДОСТУПНЫХ И ОТДАЛЕННЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 ноября 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 05.11.2019 N 314.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 31.08.2017 N 220, от 11.07.2018 N 224)
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2, пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в целях социально-экономического развития малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу социально-экономического развития малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Р.Р.Пальталлера.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.БЕРДНИКОВ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОНАСЕЛЕННЫХ, ТРУДНОДОСТУПНЫХ И ОТДАЛЕННЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 31.08.2017 N 220, от 11.07.2018 N 224)
Наименование программы (далее - программа) | Комплексная программа социально-экономического развития малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай |
Основание для разработки программы | подпункт 11 пункта 2, пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; |
Исполнители программы | Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство сельского хозяйства Республики Алтай, Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай, Министерство образования и науки Республики Алтай, Министерство здравоохранения Республики Алтай, Министерство культуры Республики Алтай, Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Алтай, Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай, администрации муниципальных образований в Республике Алтай (по согласованию) |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 11.07.2018 N 224) | |
Сроки реализации программы | 2016 - 2030 годы |
Цель программы | Сохранение, развитие малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай и создание комфортных условий проживания в них населения |
Ресурсное обеспечение программы | Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составит 7429597,3 тыс. рублей, в том числе: а) за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай (справочно) составит 5765820,1 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета (справочно) составит 1399614,9 тыс. рублей; в) за счет средств местных бюджетов (справочно) составит 86414,5 тыс. рублей; г) за счет средств из иных источников (справочно) составит 177747,8 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Недопущение исчезновения малых, труднодоступных сел. Сохранение численности населения к 2030 году в населенных пунктах, включенных в программу, не ниже уровня 2015 года |
В Республике Алтай по состоянию на начало 2016 года в 91 сельском поселении находятся 245 населенных пунктов. В них проживает около 152,3 тыс. человек, или более 70% населения. Плотность населения составляет 2,32 чел. на км(2). Большинство муниципальных районов (кроме Майминского, граничащего с г. Горно-Алтайском) имеют низкую плотность населения. Плотность населения муниципальных районов варьируется от 0,62 чел./км(2) (в высокогорном, отдаленном Улаганском районе) до 24,87 чел./км(2) (в Майминском районе). Средняя плотность населения в муниципальных районах (без г. Горно-Алтайска) составляет 1,64 чел. на км(2). Во всех муниципальных районах республики имеются отдаленные и труднодоступные населенные пункты, в том числе малые. Для целей реализации настоящей программы определено 39 населенных пунктов из всех муниципальных районов в Республике Алтай, в которых на начало 2016 года проживает 12431 человек, это около 5,8% населения республики. Перечень населенных пунктов приведен в приложении N 1 к настоящей программе. В этих селах отмечается сокращение численности населения, главным образом в связи с миграционной убылью. Так, за 2014 год численность населения в них снизилась на 231 человек, за 2015 год - на 131 человек, а на начало 2016 года по сравнению с данными на начало 2012 года сократилась на 588 человек, или на 4,2%. При сохранении сложившейся тенденции численность населения в этих населенных пунктах к 2030 году может снизиться к уровню 2015 года на 22% и составит 9,8 тыс. чел., при этом в целом по республике численность населения будет возрастать. Снижение численности населения в малых труднодоступных селах неизбежно приведет к их исчезновению.
Основным видом занятий населения, проживающего в малонаселенных, отдаленных, труднодоступных селах, является сельское хозяйство, туризм. В перспективе такая специализация населенных пунктов сохранится. Часть сел является территориями компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Алтай.
В настоящее время в малонаселенных, труднодоступных и отдаленных пунктах Республики Алтай находятся 157 сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Поголовье скота в данных хозяйствах по состоянию на 01.01.2016 составляет: маралы и табунные лошади - 14903 гол., овцы и козы - 12827 гол., яки и верблюды - 60 гол., маточное поголовье КРС мясных пород и помесей - 527 гол.
Продуктами питания, такими, как: мясо, молоко, яйца, рыба, картофель, овощи, население обеспечивает себя полностью. Излишки продукции (мяса) реализуются в зимнее время, молоко используется только на внутрихозяйственное потребление. Закуп молока в труднодоступных и отдаленных селах из-за удаленности от перерабатывающих предприятий не производится, его организация требует значительных материальных и финансовых затрат и в настоящее время нерентабельна.
Одним из традиционных направлений в малых, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах является сбор дикорастущих и лекарственных растений (клюква, брусника, орехи, грибы, папоротник-орляк и т.д.).
Перспективным направлением в малых селах является рыбохозяйственная отрасль, так как рыболовство является традиционным занятием сельского населения. Водоемы на территории Республики Алтай, особенно в труднодоступных, отдаленных селах Кош-Агачского, Улаганского районах, перенаселены османом, который является малоценной рыбой. Данный вид не имеет большой рыночной стоимости и потребительской ценности, поэтому занимаемая им "территория" не приносит дохода ни государству, ни рыболовам-любителям. Аналогичная ситуация в водоемах других районов, которые перенаселены окунем, карасем. Экономически более оправдана ориентация экосистем на выращивание ценной, дорогой рыбы на естественных кормовых ресурсах (пастбищная аквакультура).
Одним из перспективных направлений является развитие туризма в малых селах.
Несмотря на достаточно высокий ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства, суровые природно-климатические условия ограничивают потенциал пастбищных угодий. Аналогичные риски развития характерны для других как традиционных, так и перспективных направлений развития экономики в малых селах, при этом без ежегодной государственной поддержки не представляется невозможным не только увеличение поголовья скота, но и развитие других подотраслей. Данное обстоятельство влечет низкий уровень собственных доходов, в том числе налоговых поступлений, в бюджеты как муниципальных районов, так и сельских поселений, на территории которых расположены малые села.
Удаленность от центров и транспортных магистралей, бюджетные ограничения и остаточный принцип финансирования развития малых сел обусловил низкий уровень развития социальной и производственной инфраструктуры, в том числе отсутствие стабильно работающих предприятий, в том числе к росту безработицы.
Число официально зарегистрированных безработных на конец 2014 года в малых селах составляло 153 человека (1,22% к численности населения в этих селах), к концу 2015 года снизилось и составило 122 человека. С целью содействия занятости населения в населенных пунктах в период реализации программы следует осуществлять мероприятия по:
временному трудоустройству безработных граждан;
профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан;
содействию самозанятости безработных граждан.
Одной из причин неблагоприятной ситуации в комплексном развитии отдаленных населенных пунктов является низкий уровень комфортности проживания, в ряде сел имеется проблема обеспечения питьевой водой, неудовлетворительного качества автомобильных дорог, отсутствия связи, в том числе сотовой, и доступа к сети "Интернет". Из представленного перечня только в 19 населенных пунктах имеется водоснабжение (менее 50%), часто децентрализованное. В 5 населенных пунктах отсутствуют объекты здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты) и культуры. В 7 малых населенных пунктах нет школ.
Водоснабжение имеется в 19 населенных пунктах, однако сетями водоснабжения обеспечена только часть населения этих сел. С учетом перспектив развития населенных пунктов водоснабжение является первоочередной задачей, которую возможно реализовать в рамках ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий".
Сложный рельеф высокогорной местности затрудняет условия жизни населения, снижает уровень транспортной доступности, способствует повышению стоимости строительства объектов.
Единственным видом транспорта для отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, как и всей территории республики, является автомобильный транспорт. Сеть автомобильных дорог является достаточно разветвленной, проходит по горной, иногда высокогорной местности. Значительная часть дорог, особенно ведущих к отдаленным населенным пунктам, находится в неудовлетворительном состоянии. С некоторыми населенными пунктами полностью отсутствует круглогодичная связь по дорогам общего пользования (Каначак, Суранаш, Язула, Коо, Кок-Паш, Балыкча, Беле, Беляши, Аркыт, Инегень).
С некоторыми населенными пунктами имеется автомобильная связь через территорию соседнего субъекта РФ - Кемеровскую область (Майск).
Кроме того, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог к труднодоступным селам обуславливает низкие скорости движения и, вследствие этого, высокую стоимость перевозок. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, низких сроков службы автопарка, больших расходов на техническое обслуживание автопарка.
В перспективе будет актуальным строительство автомобильной дороги Иня - Тюнгур, что повлечет за собой развитие туризма по кольцевому маршруту Усть-Коксинский район - с. Тюнгур - с. Инегень.
Часть сел подвержены негативному воздействию вод (паводковых, береговому размыву - береговой эрозии и затоплению прибрежных зон в максимум половодья). Иногда происходит затопление участков автомобильных дорог.
Всего из 39 сел в трех селах выполнены мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод (расчистка русел рек в с. Майск в 2008 году, в с. Паспарта в 2012 году, капитальный ремонт ГТС в с. Белый Ануй в 2007 - 2008 годах). В двух населенных пунктах ведутся работы по предотвращению негативного воздействия вод (с. Коргон - капитальный ремонт ГТС на реке Чарыш и планируется строительство противопаводковых ГТС на реке Чулышман в с. Балыкча).
По результатам предпаводковых и послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов наибольшему негативному воздействию подвержены 4 села: Уймень (паводковое затопление), Мульта (паводковое затопление, береговая эрозия), Инегень (наледные затопления), с. Беляши (паводковое затопление, береговая эрозия). Капитальное строительство объектов по предотвращению негативного воздействия реки Верхний Инегень и рек Чулиш и Уймень в с. Уймень не требуется, т.к. негативное воздействие рек может быть предотвращено путем расчистки и углубления русел рек. В селах Беляши и Мульта необходимо строительство противопаводковых берегозащитных сооружений капитального характера. Одной из проблем является отсутствие проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию объектов инженерной защиты от негативного воздействия вод, являющихся объектами муниципальной собственности в связи с ограниченностью средств местных бюджетов.
В 12 отдаленных населенных пунктах отсутствует централизованное электроснабжение, работают дизельные, малые гидро- либо автономные гибридные дизель-солнечные электростанции. С учетом увеличения объемов потребления электроэнергии как населением, так и туристами в туристский сезон, необходимо увеличение мощностей объектов электроэнергетики в населенных пунктах, включенных в программу, а также обновление имеющегося оборудования для выработки электроэнергии.
Кроме того, с учетом энергодефицитности региона возрастет потребность в проектировании и строительстве ВЛ 110 кВ "Усть-Кокса - Иня", цель которой - обеспечение надежности электроснабжения, обеспечение энергобезопасности потребителей, проживающих в отдаленных населенных пунктах в Усть-Коксинском, Усть-Канском районах. Суть проекта - закольцовка электросетей, которые питают Усть-Канский, Усть-Коксинский, Онгудайский районы, что обеспечит надежное резервирование как по этим районам, так и за счет двустороннего питания по Кош-Агачскому и Улаганскому районам.
Из 39 населенных пунктов, включенных в программу, в четырех не имеется ни одного объекта социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры): с. Аркыт (63 чел.), Суранаш (33 чел.), Беле (30 чел.) и Кок-Паш (27 чел.), более того, все эти села не имеют сетевого электроснабжения.
Отсутствуют объекты здравоохранения в населенных пунктах с числом жителей до 100 человек:
1) с. Аркыт Кош-Агачского района (63 чел.);
2) с. Чуйка Турочакского района (86 чел.);
3) с. Суранаш Турочакского района (33 чел.);
4) с. Беле Улаганского района (30 чел.);
5) с. Кок-Паш Улаганского района (27 чел.).
В вышеуказанных населенных пунктах строительство фельдшерско-акушерских пунктов нецелесообразно. Данные населенные пункты обслуживаются ближайшими ФАПами. Согласно приказу Минздрава России от 15 мая 2012 года N 543н в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов (выездные формы работы), не реже 2 раз в год. Также могут быть организованы домовые хозяйства.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 19 августа 2015 года N 139 "Об утверждении схемы территориального планирования системы здравоохранения Республики Алтай" в с. Чуйка и с. Суранаш Турочакского района, с. Аркыт Кош-Агачского района организованы домовые хозяйства. Домовое хозяйство выбирается из числа проживающих в сельском поселении, по добровольному согласию, безвозмездно. В селах Беле и Кок-Паш Улаганского района ведется работа по организации домовых хозяйств.
Домовое хозяйство обеспечивается аптечкой первой помощи, телефонной связью с фельдшером ближайшего ФАП, районной больницей и оперативным дежурным БУЗ РА "Центр медицины катастроф". Ответственное лицо проходит обучение по правилам оказания первой помощи не реже одного раза в год. При обращении граждан по поводу угрозы здоровью ответственное лицо действует в соответствии с Порядком оказания первой помощи в Домовом хозяйстве, утвержденным руководителем медицинской организации.
В с. Кучерла Усть-Коксинского района отсутствует ФАП, число жителей села составляет 139 человек, в туристский сезон численность населения увеличивается за счет отдыхающих. В данном населенном пункте требуется строительство фельдшерско-акушерского пункта.
В настоящее время из 39 труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай в семи отсутствуют образовательные организации, осуществляющие обучение по программам начального, основного и среднего (полного) общего образования. В 10 населенных пунктах имеются начальные общеобразовательные школы, где обучается 99 детей, в 12 - основные общеобразовательные школы (552 ребенка), в 10 - средние общеобразовательные школы (1378 детей). Всего в общеобразовательных организациях обучается 2029 детей.
В 21 населенном пункте оказываются услуги дошкольного образования, в 15 населенных пунктах 539 детей посещают детские сады, кроме того 37 детей посещают дошкольные группы при общеобразовательных организациях, 31 ребенок посещает группы кратковременного пребывания.
Из 32 муниципальных образовательных организаций, расположенных в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, 15 школ требуют капитального ремонта. Инженерные сети и коммуникации характеризуются высокой степенью изношенности. Невыполнение в полном объеме требований к санитарному и противопожарному состоянию помещений ведет к снижению уровня безопасности всех участников образовательного процесса.
Общеобразовательные организации должны иметь все виды благоустройства, необходимые для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности помещения, в том числе современные учебные, информационно-библиотечные, спортивные, помещения для питания, медицинского назначения, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации образовательной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из проблем является то, что уровень общего образования в сельской местности в целом заметно ниже городского и среднереспубликанского, особенно в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, что связано с тем, что кадровый состав в сельских школах укомплектован не полностью. Далеко не во всех районах сельские учителя, особенно молодые специалисты, обеспечены жильем.
Решение этой проблемы невозможно без улучшения социальных и жилищно-бытовых условий педагогических работников.
Согласно данным муниципальных образований по состоянию на 1 марта 2016 года из 35 муниципальных образовательных организаций, расположенных в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, в 17 школах на балансе состоит специализированный транспорт для перевозки детей, посредством которого обеспечивается подвоз детей из других начальных и основных общеобразовательных школ. Всего подвоз осуществляется из 18 населенных пунктов, где имеются данные школы. Подвоз осуществляется в ежедневном и еженедельном режиме в зависимости от расстояния между населенными пунктами, численности обучающихся и наличия пришкольных интернатов.
В учреждениях 36 населенных пунктов, из 39 включенных в программу, ведется культурно-досуговая деятельность. Несмотря на отдаленность и труднодоступность этих сел от районных центров население активно участвует в мероприятиях сельского, муниципального и республиканского уровня. При этом необходимо отметить, что основным фактором, влияющим на эффективность работы учреждений сферы культуры, является их слабая материально-техническая база.
При выборе собственной стратегии развития учреждения опираются на имеющуюся ресурсную базу, которая в большинстве случаев является недостаточной для организации культурной деятельности и предоставления населению качественных услуг.