МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРИКАЗ

от 09 марта 2016 года N 124п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И (ИЛИ) ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА), В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОБРАЗУЮТСЯ ОТХОДЫ НА ОБЪЕКТАХ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ


Зарегистрировано в Государственном комитете РБ по делам юстиции 4 апреля 2016 года N 7790


В целях реализации статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Министр
И.Р.ХАДЫЕВ

     




Утверждены
Приказом Министерства
природопользования и экологии
Республики Башкортостан
от 9 марта 2016 года N 124п

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И (ИЛИ) ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА), В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОБРАЗУЮТСЯ ОТХОДЫ НА ОБЪЕКТАХ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - Методические указания) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее - хозяйствующие субъекты), в результате хозяйственной и (или) иной деятельности, которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и территориальных подразделений Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - территориальные подразделения Министерства), принимающих решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

2. Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, подлежащего региональному государственному экологическому надзору, путем их сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, хранения, захоронения.

3. Действие Методических указаний не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

4. В случае наличия у юридического лица филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются и утверждаются отдельно для филиала(ов) и обособленного подразделения.

В случае наличия у юридического лица филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного и несколько районов Республики Башкортостан, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может (по усмотрению хозяйствующего субъекта) разрабатываться отдельно для филиала(ов) и обособленного подразделения.

5. Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

определение (расчет) нормативов образования отходов;

определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;

обоснование количества отходов, предлагаемых для обработки;

обоснование количества отходов, предлагаемых для утилизации и (или) обезвреживания;

обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

6. При принятии территориальными подразделениями Министерства решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР:

наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам;

имеющиеся технические возможности по обработке, утилизации и (или) обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам;

количество предлагаемых к размещению отходов;

наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности;

наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 792.

7. В целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальное подразделение Министерства технический отчет по обращению с отходами.

8. Технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:

подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;

подтверждения фактической обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

II. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

9. В ПНООЛР приводятся обоснования предлагаемых нормативов образования конкретных видов отходов в среднем за год на основании нормативов образования отходов. Предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год указываются в тоннах в год.

Предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год определяется на основе норматива образования отходов.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства;

единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;

единица площади - для отходов при уборке территории;

человек - для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;

единица места - для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.

Норматив образования отходов, в среднем за год, определяется по формуле N 1:

ПНО = НО X Q,

где ПНО - предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год в тоннах;

НО - норматив образования отходов, тонн за расчетную единицу;

Q - предлагаемый годовой объем выпускаемой продукции, перерабатываемого сырья, выполненных услуг, относительно которых рассчитан норматив образования отходов.

Расчет предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год, образующихся в результате износа материалов и изделий, для которых в технической документации устанавливаются ограничения по сроку эксплуатации, допускается определять без предварительного определения норматива образования отходов по формуле N 2:

    

где

Мi - вес материалов, изделий, признанных отходами;

Т - срок эксплуатации материала, изделия.

10. Нормативы образования отходов, в зависимости от характера отходообразующих процессов и возможности получения исходных данных для расчета, определяются с использованием следующих методов:

метод расчета по материально-сырьевому балансу;

метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов;

расчетно-аналитический метод;

экспериментальный метод;

метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).

11. Материально-сырьевой баланс является базовым при нормировании образования отходов производства. Расчет по материально-сырьевому балансу применяют при определении нормативов образования отходов в производствах, использующих разные виды исходного сырья или продукции. Исходными данными для расчета являются:

количество используемого сырья и материалов в единицу времени;

количество сырья и материалов, перешедшее в продукцию;

количество произведенной продукции;

нормы естественной убыли;

количество веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух и сбрасываемых со сточными водами.

В качестве исходных данных для расчета используются технологические карты, описание рецептур, технологические регламенты и другая документация, регламентирующая использование сырья и материалов, материалы учета расхода сырья и материалов, получения продукции, результаты инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, источников образования отходов, данные контроля выбросов, сбросов и образования отходов. Исходные данные фиксируются в табличном виде (приложение N 1 к Методическим указаниям).

В зависимости от имеющегося набора исходных данных расчет нормативов образования отходов может производиться по нескольким вариантам.

В случае наличия данных о количестве отходов и выпускаемой продукции за единицу времени норматив образования отходов определяется по формуле N 3:

    

Но- норматив образования отходов, тонн на единицу продукции;

О - количество отходов, образующихся за единицу времени в тоннах;

q - объем продукции, выпускаемой за единицу времени.

В случае отсутствия данных о количестве отходов за единицу времени при наличии информации о количестве сырья и материалов, которые переходят в продукцию, сумма всех отходов, образующихся в течение единицы времени, рассчитывается по формуле N 4:



где

- сумма всех отходов за единицу времени, тонн;

- суммарное количество сырья и материалов, поступивших в производство за единицу времени, тонн;

- суммарное количество сырья и материалов, используемых для производства продукции за единицу времени, тонн;

- сумма неизбежных безвозвратных потерь сырья (материалов) в процессе производства за единицу времени, тонн;

- суммарное количество загрязняющих веществ в составе выбросов в атмосферный воздух за единицу времени, тонн;

- суммарное количество загрязняющих веществ в составе сбросов за единицу времени, тонн.

При этом норматив образования отходов определяется по формуле N 5:

    

В случае отсутствия данных о количестве сырья и материалов, используемых для производства продукции при наличии информации о количестве выпускаемой продукции в единицу времени, в формуле N 4 величина заменяется на , которая представляет собой суммарное количество выпускаемой продукции в тоннах за единицу времени.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»