ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2016 года N 105
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Внести в государственную программу Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 13 ноября 2013 года N 657 (далее - Программа), следующие изменения:
1) в паспорте Программы:
а) позицию "Исполнители Программы" после слов "Министерство образования и науки Республики Тыва" дополнить словами "Министерство труда и социальной политики Республики Тыва", после слов "Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва (по согласованию)" дополнить словами "Торгово-промышленная палата Республики Тыва (по согласованию), администрация г. Ак-Довурака (по согласованию),";
б) позицию "Подпрограммы Программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"Подпрограмма 6. "Развитие промышленности в Республике Тыва на 2016 год";
в) позицию "Основные цели Программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"развитие и эффективное использование промышленного потенциала Республики Тыва";
г) позицию "Основные задачи Программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей; стимулирование создания производств по выпуску новых конкурентоспособных видов продукции; содействие в расширении рынка сбыта продукции; создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий для ведения хозяйственной деятельности в отраслях промышленности";
д) позицию "Важнейшие основные целевые индикаторы Программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"объем промышленного производства";
е) позицию "Основные мероприятия Программы" дополнить абзацами следующего содержания:
"техническое перевооружение и модернизация промышленного производства;
создание благоприятных условий для развития промышленного производства;
кадровое обеспечение промышленного производства";
ж) позицию "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования - 1395715,676 тыс. рублей: |
з) позицию "Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности" дополнить абзацем следующего содержания:
"увеличение объема промышленного производства в 2016 году на 3,2 процента, увеличение налоговых поступлений от субъектов деятельности в сфере промышленности в 2016 году на 4,7 процента";
2) раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика состояния бизнеса Республики Тыва
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.
Повышение экономического потенциала республики, увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест, рост благосостояния населения - основные задачи инвестиционной деятельности Республики Тыва. Приоритетными направлениями вложения инвестиций в республике являются инновации, модернизация и создание высокоэффективных производств, развитие экономической инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, финансовой), малого бизнеса и социальной сферы.
В течение последних лет в республике сохраняется тенденция увеличения инвестиционной активности. По итогам 2012 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 11 млрд. рублей и возрос в 1,3 раза, за первое полугодие 2013 г. объем инвестиций в основной капитал составил 3,7 млрд. рублей с ростом к аналогичному уровню 2012 г. в 1,3 раза.
Ожидаемый рост экономических показателей развития региона в среднесрочной перспективе связан преимущественно с реализацией одного из крупнейших проектов государственно-частного партнерства - строительства железнодорожной ветки Элегест - Кызыл - Курагино с выходом на железнодорожную сеть страны. Мультипликативный эффект от строительства железнодорожной линии, помимо колоссальной экономической и бюджетной составляющей, предполагает высокую социальную значимость проекта для населения республики, связанную, в первую очередь, с радикальным повышением транспортной доступности, обеспечением новых возможностей для культурных обменов, развитием науки, искусства, образования, традиционных народных промыслов, этнографии и туризма, повышением привлекательности природных и этнографических достопримечательностей республики. В результате реализации проекта будут созданы новые рабочие места: угольный проект приведет к созданию 3,3 тыс. рабочих мест, строительство железной дороги - 15 тыс. рабочих мест, эксплуатация дороги - 2,5 тыс. рабочих мест, при этом налоговые поступления в федеральный и местные бюджеты от реализации проекта составят более 17 млрд. рублей.
Промышленный комплекс Республики Тыва является одним из приоритетных направлений развития реального сектора экономики, имеющим значительный производственный потенциал и налогооблагаемую базу.
В сфере промышленности республики осуществляют деятельность 250 организаций или 9 процентов от общего количества предприятий и организаций республики, а также 310 индивидуальных предпринимателей или 4,6 процента от общего количества действующих индивидуальных предпринимателей. Объем налоговых поступлений от субъектов деятельности составляет порядка 850 млн. рублей или 20 процентов от объема налоговых доходов республиканского бюджета Республики Тыва. Доля промышленности в структуре валового регионального продукта составляет 9,1 процента. За 2011 - 2015 годы объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличился на 22,4 процента.
При этом промышленный потенциал республики используется недостаточно эффективно. Для повышения эффективности использования промышленного потенциала необходимо решение задач, связанных с техническим перевооружением и модернизацией промышленного производства, стимулированием создания производств по выпуску новых конкурентоспособных видов продукции, содействием в расширении рынка сбыта промышленной продукции, созданием благоприятных правовых, организационных и экономических условий для ведения хозяйственной деятельности в отраслях промышленности и кадровым обеспечением промышленного производства.
Малое предпринимательство является важным инструментом для первоначальной отработки новых технологических и экономических проектов, преодоления бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды, формирования среднего класса собственников, способствующего социальной стабильности в обществе, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечения занятости населения.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в республике по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 11917 единиц, из них микропредприятия - 1375, малые предприятия - 128, средние предприятия - 24, индивидуальные предприниматели - 10390.
В структуре собственных доходов республиканского бюджета доходы от предпринимательской деятельности составляют порядка 8 - 9 процентов.
Анализ деятельности малого бизнеса показывает, что субъекты малого бизнеса являются сегодня одной из наиболее мобильных и динамично развивающихся сфер экономики. Малое предпринимательство играет важную роль в развитии конкуренции и ограничении монополизма крупных производителей, наиболее полном удовлетворении спроса на товары и услуги. Особенно это значимо для развития относительно изолированных и сравнительно небольших по емкости локальных рынков товаров и услуг Республики Тыва.
Мировой экономический кризис 2008 - 2009 годов осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и замедлил развитие российской инновационной системы. Инерционные прогнозы развития несырьевых отраслей показывают, что без дополнительных усилий обеспечение технологической составляющей их конкурентоспособности желаемыми темпами нереалистично. Чрезмерно высокие инвестиционные риски в обрабатывающую отрасль естественным образом снижают инвестиционную привлекательность этого сектора экономики, и, как следствие, замедляют масштабный инновационный процесс в регионах страны.
При государственной финансовой поддержке с 2007 года в Республике Тыва создано 23 малых инновационных компании, сохранена деятельность 4 действующих инновационных компаний, реализовано 2 крупных инновационных проекта в сфере растениеводства и промышленной переработки. Вместе с тем условия для развития инновационной деятельности в Республике Тыва остаются неблагоприятными. Сектор перерабатывающих производств - основной потребитель новых технологий и разработок - не играет существенной роли в экономике республики. Осложняет положение неспособность региональных учреждений науки и высшего профессионального образования производить конкурентоспособные продукты интеллектуальной деятельности в части результатов, имеющих прикладное значение для экономики республики. Сложным остается положение с патентной активностью и использованием передовых производственных технологий в экономике республики. За период с 2005 по 2010 годы от резидентов Республики Тыва в Роспатент подано 19 заявок на выдачу патентов. Организация работы по скоординированному решению обозначенных проблем требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития Республики Тыва. В рамках программы представляется необходимым максимально снизить инвестиционные риски в инновационную деятельность на территории Республики Тыва путем стимулирования эффективных институциональных и технологических преобразований в экономике и содействия интеграции деятельности производств с организациями исследовательского профиля.
Сфера торговли является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей региона. Малый бизнес в торговле развивается активнее, чем иные отрасли экономики. Макроэкономические показатели, характеризующие развитие потребительского рынка в Республике Тыва в 2011 - 2012 годах, свидетельствуют о преобладании позитивных тенденций развития торговли в республике. По результатам 2012 года торговля стала вторым по показателю изменения численности занятых по отдельным видам экономической деятельности, первое место - обрабатывающие производства - 117 процентов к уровню 2010 г., торговля - 114,6 процента к уровню 2010 г.
В структуре оборота розничной торговли сохраняется наметившаяся с 2009 года тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках, в связи с чем в республике постоянно ведется работа по совершенствованию розничных рынков, созданию "крытых", "единых" рынков.
В Республике Тыва осуществляют деятельность 12 потребительских обществ, входящих в состав Союза потребительских обществ Республики Тыва, которые являются основными операторами, осуществляющими торговую деятельность в сельской местности. Потребительские кооперативы включают в свою структуру 150 магазинов, в том числе 112 в сельских поселениях. В силу сложившихся особенностей Республики Тыва - значительной протяженности, невысокой плотности - более 6 сельских населенных пунктов Республики Тыва обслуживаются автолавками, принадлежащими организациям потребительской кооперации.
Одним из важных направлений в экономическом и политическом развитии Республики Тыва является развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей. Тува является приграничным регионом Российской Федерации, граничит на юге с четырьмя аймаками Монголии: Завханский, Увсанурский, Кобдоский и Баян-Ульгийский, с которыми налажены внешнеэкономические связи.
Другим внешнеэкономическим партнером Республики Тыва является Автономный район Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, с Народным Правительством которого в декабре 2007 года было заключено Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Республика Тыва реализует межрегиональные связи в рамках заключенных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с администрациями Новосибирской и Томской областей, Красноярского края, правительствами республик Алтай, Бурятия и Хакасия, а также Правительством г. Москвы и Московской области. Для реализации данных соглашений подписан ряд протоколов с конкретными мероприятиями со сроками выполнения до 2 - 3 лет.
Основная цель в сотрудничестве с регионами - активизация и повышение эффективности взаимодействия с субъектами Российской Федерации, содействие привлечению инвестиций, налаживание производственной кооперации с предприятиями регионов, развитие торгово-экономических, научно-технических и культурных связей.";
3) раздел II изложить в следующей редакции:
"II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основные цели Программы:
- рост инвестиционной активности в Республике Тыва, обеспечение устойчивого социально-экономического развития, вовлечение в хозяйственный оборот и эффективное использование региональных ресурсов и частных инвестиций;
- развитие и эффективное использование промышленного потенциала Республики Тыва;
- создание благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства и развития местного производства товаров и услуг на территории республики;
- обеспечение конкурентоспособности экономики Республики Тыва за счет активного внедрения результатов интеллектуальной деятельности ученых и изобретателей в производственные процессы и сферу предоставления услуг;
- повышение качества торгового обслуживания и реализуемых потребительских товаров, развитие конкурентной среды в сфере торговли в сельской местности и отдаленных районах;
- реализация мероприятий, направленных на снижение основных инфраструктурных рисков и административных барьеров в Республике Тыва;
- создание комфортных условий для совершенствования и развития международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Тыва.
Основные задачи Программы:
- формирование позитивного имиджа Республики Тыва;
- создание подготовленной инфраструктуры для инвестиционных проектов;
- техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей, стимулирование создания производств по выпуску новых конкурентоспособных видов продукции;
- создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий для ведения хозяйственной деятельности в отраслях промышленности;
- содействие в продвижении продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки;
- развитие инфраструктуры и финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства, действующих муниципальных микрофинансовых организаций;
- внедрение инновационных проектов и разработок ученых, изобретателей и рационализаторов Республики Тыва;
- формирование современной инфраструктуры розничной торговли, развитие сельской и сетевой торговли;
- формирование экономических, организационных, правовых и иных условий для развития и расширения международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей со странами дальнего и ближнего зарубежья, субъектами Российской Федерации, направленных на социально-экономическое развитие республики, повышение их эффективности, продвижение товаров и услуг республики на внешние рынки.
Программа реализуется в 2014 - 2016 годах.";
4) раздел III Программы дополнить абзацем следующего содержания:
"- увеличение объема промышленного производства в 2016 году на 3,2 процента, увеличение налоговых поступлений от субъектов деятельности в сфере промышленности в 2016 году на 4,7 процента.";
5) раздел IV изложить в следующей редакции:
"IV. Объем финансовых и материальных затрат
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться за счет федерального и республиканского бюджетов, внебюджетных средств.
Общий объем финансирования - 1395715,676 тыс. рублей:
2014 год - 508449,22 тыс. рублей;
2015 год - 426797,11 тыс. рублей;