ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2014 года N 1100-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ

(в редакции Постановления Правительства Магаданской области от 17.12.2015 N 877-пп)

В целях совершенствования демографической политики в Магаданской области, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Правительство Магаданской области постановляет:

1. Утвердить Концепцию демографической политики Магаданской области на 2014-2020 годы согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции демографической политики Магаданской области на 2014-2020 годы согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

3. Органам исполнительной власти Магаданской области в вопросах, касающихся демографического развития Магаданской области, руководствоваться положениями Концепции демографической политики Магаданской области на 2014-2020 годы, утвержденной настоящим постановлением.

4. Признать утратившим силу постановление администрации Магаданской области от 13 декабря 2012 года N 909-па "Об утверждении Концепции демографической политики Магаданской области на 2013-2020 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

6. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Магаданской области
В.ПЕЧЕНЫЙ

     




Приложение N 1

Утверждена
постановлением
Правительства Магаданской области
от 26 декабря 2014 года N 1100-пп

     

 КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ

     

I. Общие положения


Демографическая политика Магаданской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в регионе.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, федеральными, областными законами и иными нормативными правовыми актами и определяет цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Магаданской области на период до 2020 года.

В реализации демографической политики принимает участие Правительство Магаданской области в лице его министерств, ведомств, государственных организаций, а также общественные объединения. Координатором выступает министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.

Концепцией демографической политики Магаданской области определены одиннадцать основных мероприятий по совершенствованию демографической политики:

1) сокращение уровня смертности населения, прежде всего, трудоспособного возраста;

2) сокращение уровня смертности населения от внешних причин, в том числе от дорожно-транспортных происшествий, пожаров, стихийных бедствий и происшествий на воде;

3) сокращение уровня материнской и младенческой смертности;

4) повышение уровня рождаемости в семьях, в том числе второго ребенка и последующих детей;

5) повышение доступности оказания медицинской помощи на территории Магаданской области;

6) сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

7) укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

8) создание условий для самореализации и адаптации населения к региональному рынку труда, в том числе женщин, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и других маломобильных групп населения;

9) привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Магаданской области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции;

10) повышение конкурентоспособности региона;

11) информационное обеспечение.

II. Современная демографическая ситуация в Магаданской области и тенденции ее развития


На протяжении последних лет на территории Магаданской области сохраняется достаточно сложная демографическая ситуация.

Магаданская область относится к районам Крайнего Севера, характеризуется географической отдаленностью от развитых промышленных центров, значительной протяженность (площадь территории - 462,5 тыс. кв. км) и низкой плотностью населения - 0,33 на кв. км, а в отдельных районах еще ниже (Северо-Эвенский район - 0,02; Среднеканский район - 0,03; Омсукчанский район - 0,09).

В соответствии с административно-территориальным делением в Магаданской области - 8 муниципальных районов, 2 города, 24 поселка городского типа и 59 сельских населенных пунктов. Расстояние от административного центра г. Магадана до районных центров от 50 км до 635 км. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 2 323 километра. Железнодорожное сообщение отсутствует. Сообщение с Северо-Эвенским районом - только авиационным транспортом.

Население Магаданской области на 1 января 2014 года -150 307 тысяч человек (2,5% населения Дальневосточного федерального округа). В областном центре проживает 101,1 тыс. человек, это составляет 67,3% населения Магаданской области.

В системе здравоохранения Магаданской области функционирует 79 организаций частных форм собственности и 40 государственных медицинских организаций, в том числе 2 межмуниципальных центра.

В результате реализации Концепции демографической политики Магаданской области, действующей на территории Магаданской области с 2007 года, реализации мероприятий областных целевых программ и государственных программ Магаданской области в сфере здравоохранения, принятия законодательных и нормативных актов, направленных на достижение целей демографической политики, в Магаданской области удалось достичь определенного улучшения показателей, характеризующих демографическую ситуацию.

Более рациональное использование всех видов имеющихся в здравоохранении ресурсов способствовало повышению доступности и качества медицинской помощи для населения Магаданской области. Данные системные изменения отразились и на медико-демографических показателях.

Анализируя ход реализации Концепции демографической политики в Магаданской области, следует отметить, что впервые за последние годы в Магаданской области наблюдается естественный прирост населения. За 2012 год - (- 0,2); 2013 год - (+7); за 7 месяцев 2014 года - (+0,4).

Основными причинами сокращения численности населения остаются миграционный отток населения за пределы Магаданской области, прежде всего, населения трудоспособного возраста, а также дисбаланс между соотношением численности мужчин и женщин, который наиболее ярко выражен в сокращении численности женского населения репродуктивного возраста на 3,0% (1 247 женщин): в 2012 году - 1212 женщин, в 2013 году - 1247 женщин. Отток населения за пределы Магаданской области сохраняется и в 2014 году. За январь-июль 2014 года число жителей Магаданской области сократилось на 132 человека или на 3,1%. За пределы региона за январь-июль 2014 года выехало 4 461 человек, в том числе 702 семейные пары детородного возраста.

В последнее время наблюдается снижение уровня смертности населения, прежде всего, трудоспособного возраста.

Показатель общей смертности населения в 2012 году составлял - 12,8; в 2013 году - 11,9 на тысячу населения.

За январь-июль 2014 года по отношению к аналогичному периоду 2013 года в целом по региону общая смертность населения снизилась на 0,8% и составила 11,8 на тысячу населения (2013 год - 11,9). За январь-июль 2014 года умерло 1 027 человек, что меньше на 30 человек, чем за прошлый период 2013 года (1 057 человек). Показатель смертности по Российской Федерации за 7 месяцев составил - 13,3.

Смертность от болезней системы кровообращения по Магаданской области в 2012 год составила 598,2; в 2013 году - 536,7 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года смертность от данной болезни снизилась на 0,6% (2013 год - 536,7; 2014 год - 533,7). Умерло в 2014 году 466 человек, что меньше на 9 человек, чем за прошлый период 2013 года (475 чел.).

Смертность от новообразований в 2012 году составила 194,2 на 100 000 населения; в 2013 году - 218,1 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года снизился показатель смертности от новообразований на 13,9% (2013 год - 218,1; 2014 год - 187,8). Умерло 164 человека, что меньше на 29 человек в сравнении с предыдущим периодом 2013 года (193 чел.).

Смертность от туберкулеза в 2012 году составила 7,8 на 100 000 населения; в 2013 году - 9,3 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года смертность от туберкулеза снизилась на 23,3%, показатель составил 6,9. Умерло в 2013 г. 8 человек; за текущий период 2014 года - 6 человек.

Смертность от болезней органов дыхания в 2012 году составила - 79,6 на 100 000 населения; в 2013 году - 61,0 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года отмечается повышение смертности от болезней органов дыхания в регионе на 5,1% (2013 год - 61,0; 2014 год - 64,1). Умерло на 2 человека больше (56 чел.), чем за прошлый период 2013 года, в том числе 54 человек за счет позднего обращения к медицинским работникам. Средний показатель по Российской Федерации составляет 53,6 на 100 000 населения.

Смертность от болезней органов пищеварения в 2012 году составила 78,7 на 100 000 населения; в 2013 году - 68,9 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года смертность от болезней органов пищеварения в Магаданской области увеличилась на 6,4%(2013 год - 68,9; 2014 год - 73,3). Умерло в 2013 году 61 человек, в 2014 году - 64 человека.

Мероприятия по снижению смертности предусмотрены государственной программой "Развитие здравоохранения Магаданской области" на 2014-2020 годы", а именно: оказание медицинской помощи в соответствии с разработанной маршрутизацией пациентов, внедрение новых медицинских технологий, современных химиотерапевтических лекарственных средств, наращивание объемов медицинской помощи в региональном сосудистом центре, активная профилактическая работа в соответствии с решением Совета по здравоохранению при губернаторе Магаданской области. Расширены мероприятия по профилактике и выявлению туберкулеза, а также по формированию у больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза приверженности к лечению (реализуются меры социальной поддержки больных туберкулезом в виде выдачи продовольственных и гигиенических наборов); предусмотрены также мероприятия по выявлению патологии на ранних стадиях, в том числе при проведении диспансеризации населения. Данные мероприятия способствовали снижению смертности от новообразований, болезней системы кровообращения, туберкулеза, показателя общей смертности.

Смертность населения от внешних причин в 2012 году составила 168,8 на 100 000 населения; в 2013 году - 181,1 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года смертность от внешних причин, в том числе от дорожно-транспортных происшествий, снизилась в целом по Магаданской области на 1,5% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года и составила 162,6 на 100 000 населения.

В целях снижения смертности от внешних причин в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции демографической политики Магаданской области на 2013-2020 годы (приложение N 2 к постановлению администрации Магаданской области от 13 декабря 2012 года N 909-па "Об утверждении Концепции демографической политики Магаданской области на 2013-2020 годы"):

- были проведены 2 заседания Совета по охране труда при Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с рассмотрением острых проблемных вопросов, касающихся охраны труда на территории Магаданской области;

- усилена работа по общественному контролю за охраной труда путем расширения института уполномоченных лиц;

- проводится агитация по избранию уполномоченных и создания комиссий по охране труда;

- продолжается работа по заключению и реализации коллективных договоров и соглашений;

- областными отраслевыми организациями были изданы информационные бюллетени, касающиеся охраны труда;

- работодателями Магаданской области проводится работа по проведению периодических медицинских осмотров работающих граждан, а также по обеспечению средствами коллективной и индивидуальной защиты работников в соответствии с типовыми нормами выдачи сертифицированной спецодежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; по модернизации оборудования для уменьшения воздействия вредных производственных факторов;

- реализуется План по внедрению передового опыта в организациях Магаданской области, разработанный совместно с Объединением организаций профсоюзов Магаданской области, некоммерческой организацией "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и управлением по труду министерства труда и социальной политики Магаданской области;

- за прошедший период 2014 года в ходе реализации проекта "Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей", осуществляемого Государственной инспекцией труда в Магаданской области при участии министерства труда и социальной политики Магаданской области, некоммерческой организации "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и Объединения организаций профсоюзов Магаданской области выдано 2 Сертификата доверия работодателю;

- проведена государственная экспертиза качества аттестации 4 605 рабочих мест по условиям труда. Специалисты отдела охраны и государственной экспертизы условий труда министерства труда и социальной политики Магаданской области за прошедший период 2014 года приняли участие в 5 расследованиях тяжелых и со смертельным исходом несчастных случаев на производстве;

- в соответствии с приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 27 июля 2012 года N 511 "О зонах ответственности учреждений здравоохранения за медицинское обеспечение пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах Магаданской области и маршрутизация пациентов, пострадавших при ДТП" определены медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пострадавшим при ДТП первого и третьего уровней;

- на базе ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Минздрава России" прошли обучение по оказанию экстренной медицинской помощи с использованием вертолетов сотрудники ОГКУЗ "Магаданский территориальный центр медицины катастроф";

- для проведения видеоконференцсвязи в ОГКУЗ "Магаданский территориальный центр медицины катастроф" установлен региональный комплекс связи и взаимодействия с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в состав которого входит мобильный компонент связи;

- подготовлены и проведены совещания во всех районах Магаданской области и городе Магадане с участием руководителей муниципальных образований, представителей социальной сферы и других ведомств и структур.

Таким образом, за период 2013-2014 гг. проведена активная совместная работа различных структур и ведомств, которая уже сейчас позволила повлиять на уровень смертности от внешних причин.

Показатель младенческой смертности за 7 месяцев 2014 года на территории Магаданской области по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизился на 20,9% и составил 9,1 на 1 000 родившихся живыми (за 7 месяцев 2013 г. данный показатель - 11,5; за 7 месяцев 2014 года показатель по Российской Федерации - 7,6).

По причинам смерти подавляющее число случаев - перинатальная патология. Значительно снизилась смертность от врожденных аномалий - за 7 месяцев 2014 года диагностирован 1 врожденный порок развития, за 7 месяцев 2013 года-4 случая. Число умерших младенцев с экстремально низкой массой тела (от 500 г до 1 000 г) за 7 месяцев 2014 г. составило 30% (3 ребенка), в 2013 году - 46,2% (6 детей).

Структура причин младенческой смертности смерти по Российской Федерации имеет аналогичное соотношение.

По всем случаям смерти детей до года проведен детальный анализ, приняты необходимые организационные меры.

Родилось за семь месяцев на 48 детей меньше, чем за аналогичный период 2013 года. По сравнению с предыдущим периодом 2013 года общий коэффициент рождаемости снизился на 13,2% и составил 12,2 на

1 000 населения (2013 год - 12,5); данный показатель по Российской Федерации за 7 месяцев 2014 года составил 13,2.

Для снижения младенческой смертности и повышения рождаемости продолжается работа по укомплектованию организаций детства и родовспоможения квалифицированными медицинскими кадрами. Организованы акушерско-гинекологические межмуниципальные центры, созданные для беременных женщин и рожениц, проживающих в отдаленных районах Магаданской области: на базе МОГБУЗ "Ягоднинская районная больница" (для жителей Ягоднинского, Сусуманского и Среднеканского районов) и на базе ОГБУЗ "Магаданский родильный дом" (для женщин Ольского, Хасынского, Омсукчанского, Тенькинского и Северо-Эвенского районов).

Прошли стажировку врачи-педиатры и неонатологи из районов Магаданской области по оказанию реанимационной помощи детям на базе ОГБУЗ "Магаданский родильный дом", в конце 2014 года запланирована повторная стажировка врачей данной категории.

Для обеспечения своевременной специализированной медицинской помощью сформированы выездная акушерская и неонатологическая бригады.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»