Территория Ненецкого автономного округа является исконной средой обитания, ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (далее - малочисленные народы). Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 255, на территории Ненецкого автономного округа малочисленным народом являются ненцы. К местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в Ненецком автономном округе отнесена территория муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район", за исключением муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей".
По данным переписи населения 2010 года в Ненецком автономном округе проживало 42090 человек, из них 7704 человека (или 17,8%) являются малочисленными народами, из которых 99,8% отнесли себя к ненцам.
Этнообразующими, этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для малочисленных народов являются: оленеводство, рыболовство, охота, собирательство, традиционные и художественные промыслы.
Малочисленные народы преимущественно (93,8%) проживают в сельской местности, из которых свыше 1,5 тысяч человек ведут традиционный кочевой и полукочевой образ жизни, порядка 1 тысячи из них заняты в оленеводстве. Оленеводческую деятельность в Ненецком автономном округе осуществляют 23 сельскохозяйственных предприятия (организации), в том числе 1 государственное унитарное предприятие, 13 сельскохозяйственных производственных кооперативов и 9 семейных родовых общин малочисленных народов.
Традиционный образ хозяйствования малочисленных народов осложнен неприспособленностью к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. Нестабильное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности приводит к обострению социальных проблем.
Развитие нефтегазового комплекса в Ненецком автономном округе, с одной стороны, дает финансовую основу для долговременных вложений в традиционные отрасли хозяйствования и повышения уровня жизни населения, с другой стороны, сказывается на вынужденном сокращении территорий пастбищ и экологической безопасности региона. Поэтому реализация мероприятий, направленных на гармоничное сочетание промышленного освоения территорий и традиционного образа жизни, имеет важное значение для устойчивого развития малочисленных народов.
Одним из главных ориентиров государственной политики Ненецкого автономного округа является не только эффективное освоение минеральных, энергетических и биологических ресурсов, охрана окружающей среды, но и обеспечение комфортной жизнедеятельности проживающего в регионе населения. С целью повышения качества и стандартов жизни населения, создания благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей при обеспечении экономического роста и социальной стабильности в обществе, в отношении малочисленных народов реализуется как федеральное законодательство, так и законодательство Ненецкого автономного округа.
Главой 4 Устава Ненецкого автономного округа предусматриваются организационно-правовые и социально-экономические меры, направленные на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов. На основе уставных норм сформирована законодательная база Ненецкого автономного округа, включающая 25 нормативных правовых актов, гарантирующих соблюдение прав малочисленных народов и учитывающих их интересы в различных сферах деятельности.
Оценивая современное социально-экономическое положение малочисленных народов и деятельность органов государственной власти Ненецкого автономного округа, направленную на реализацию мер поддержки малочисленных народов, можно сделать вывод о том, что для комплексного решения проблем малочисленных народов, носящих межведомственный характер, необходимо четко урегулировать зоны ответственности органов государственной власти всех уровней и уточнить долгосрочные ориентиры социально-экономического развития малочисленных народов.