Новой отличительной чертой нынешнего этапа развития системы образования является ее вхождение в новое поколение государственных образовательных стандартов.
Достижение основных целевых ориентиров стратегического развития системы образования города Салехарда осуществляется через реализацию Указов Президента Российской Федерации, поручений Правительства РФ, направлений, сопряженных с направлениями Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Комплекса мер по модернизации системы общего образования, окружной и муниципальной программ развития образования других значимых для Салехарда проектов.
В 2012 - 2013 учебном году сеть муниципальных дошкольных образовательных организаций (МДОО) представляют 18 организаций, в том числе: 17 детских садов на территории города Салехарда, 1 организация в поселке Пельвож. В соответствии с потребностями населения города наибольшее количество составляют МДОО общеразвивающего и комбинированного вида, одно соответствует статусу Центра развития ребенка.
В 2012 - 2013 учебном году в МДОО функционировало 119 групп, из них: в режиме полного дня - 106 групп (89%), в режиме кратковременного пребывания - 13 групп (11%). От общего числа групп, работающих в режиме полного дня, 80% (в прошлом году - 83%) составляют группы общеразвивающей направленности, 20% (в прошлом году - 17%) - группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности. Соотношение групп изменилось за счет создания условий для оказания коррекционной помощи детям с аутизмом и увеличения количества групп комбинированной направленности детей с нарушением зрения.
В начале 2012 - 2013 учебного года в детских садах города дополнительно введено 69 мест за счет реконструкции помещений и 199 - за счет уплотнения групп. В соответствии с установленными сроками обеспечивается реализация муниципального плана ("дорожной карты") по ликвидации очередности в МДОО для детей в возрасте старше трех лет. Продолжается работа по оптимизации имеющихся площадей в действующих детских садах. Очередная реконструкция помещений в 6 функционирующих детских садах, в которых с 1 сентября 2013 года открыты 9 новых групп, что позволило принять в МДОО еще 225 детей. Ожидается открытие МБДОО "Детский сад N 14 "Улыбка" на 210 мест.
Успешно апробируются новые способы решения проблемы нехватки мест в детских садах города, внедряются вариативные формы предоставления дошкольного образования в режиме полного дня. В сентябре 2012 года при МБДОО детский сад N 20 "Светлячок" была открыта семейная воспитательная группа, в которой воспитывается трое детей многодетной семьи. Указанный опыт показал, что данная форма предоставления дошкольного образования обеспечивает качественное усвоение воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С 1 сентября 2013 года воспитанники семейной воспитательной группы посещают муниципальный детский сад, в связи с чем ее деятельность прекращается.
Получена лицензия на право ведения образовательной деятельности в корпоративной воспитательной группе в Ямальском многопрофильном колледже. Эту группу посещает 45 детей работников региональной системы образования (департамента образования ЯНАО, РИРО, РЦОКО и студентов ГОУ СПО "Ямальский многопрофильный колледж").
В 2012 - 2013 учебном году детские сады города в режиме полного дня посещали 2362 ребенка (53%), что на 78 детей больше, чем в предыдущем учебном году. Охват детей дошкольным образованием в группах полного дня в течение года остается стабильным и составляет 53%.
На основе кратковременного пребывания (до 3 часов) дошкольное образование получали 206 детей (в 2010 - 2011 учебном году - 173 ребенка, в 2011 - 2012 учебном году - 184 ребенка), что составляет 12% от численности детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, состоящих в очереди на получение места в детском саду, что превышает показатель прошлого года на 2%.
Обеспеченность населения местами в МДОО, как и в прошлом году, составляет 46% от потребности. Прирост детей дошкольного возраста по-прежнему опережает увеличение количества мест в МДОО: за год детское население в возрасте до 7 лет увеличилось на 242 ребенка, количество мест в МДОО за три года увеличилось всего на 129, что на 47% меньше прироста. В списке очередности на получение места в МДОО состоит 3387 детей, то есть на 662 ребенка больше, чем в прошлом году (2725).
Значительное превышение численности детей, поставленных на учет для получения места в МДОО, по отношению к приросту количества детей в городе происходит по той причине, что многие родители, проживающие и работающие в организациях и предприятиях города Салехарда, ставят на учет детей, которые фактически не проживают в городе (находятся на попечении родственников в других населенных пунктах) до момента получения места в детском саду.
В 2012 - 2013 учебном году реализацию права граждан на получение общего образования обеспечивали 7 муниципальных общеобразовательных организаций, из которых: 6 школ и одна гимназия.
В целом сложившаяся сеть оптимальна и позволяет предоставить жителям города весь спектр услуг общего образования. В школах и гимназии города в 2012 - 2013 году сформированы 245 классов, в которых обучается 5816 учащихся. Из них в 216 общеобразовательных классах - 5490 человек, в 4 классах компенсирующего обучения - 58 обучающихся, в 16 специальных (коррекционных) классах 7 вида - 182 обучающегося, в 9 специальных (коррекционных) классах 8 вида - 85 обучающихся, 1 ученик обучается по программе специального (коррекционного) класса 2 вида.
На протяжении нескольких лет в муниципальной системе образования не удается создать единое образовательное пространство профильного обучения. Направления, выбираемые муниципальными общеобразовательными организациями, не учитывают среднесрочную и долгосрочную перспективы развития рынка труда в России, округе и инновационной экономики, что приводит к дефициту специалистов технического профиля (строительство, транспорт, связь), а также кадров в сфере образования и здравоохранения.
Профессиональный выбор выпускников не соответствует требованиям рынка труда и инновационной экономики. Недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников. Низок уровень функциональной грамотности обучающихся. Отмечен ежегодный рост численности обучающихся 1 - 4-х классов и 5 - 9-х классов. При этом наблюдается снижение количества обучающихся в 10 - 11-х классах в связи с увеличением количества поступающих в организации среднего профессионального образования.
Показатель общей успеваемости учащихся муниципальных общеобразовательных организаций за последние четыре года остается относительно стабильным (в 2012 - 2013 годах - 98,2%). Анализ динамики качества образования за последние годы выявил проблему недостаточной динамики показателей качества образования в муниципальной системе образования. Показатель качественной успеваемости по сравнению с прошлым годом повысился на 3,1% и в текущем году составил 38,3%. Наблюдается снижение показателей качества знаний от 1 ступени ко 2 ступени обучения. По итогам 2012 - 2013 учебного года 96 (1,7%) учащихся оставлены на повторный курс обучения. В сравнении с 2011 - 2012 учебным годом данный показатель увеличился на 0,4%.
Существенным фактором, сдерживающим повышение качества образования, является высокий уровень межорганизационной и внутриорганизационной дифференциации.
Причинами негативных тенденций являются:
содержание и формы образования не в полной мере соответствуют требованиям рынка труда и инновационной экономики;
механизм обновления содержания образования через введение федерального государственного образовательного стандарта работает не в полной мере;
спектр услуг общего образования не в полной мере соответствует потребностям жителей города и перспективам развития рынка труда.
Происходящие в России позитивные процессы, связанные, прежде всего, со стабилизацией общественной жизни, улучшением социально-экономического положения людей, модернизацией образования, выводят на первый план необходимость интенсивного развития в стране социального института воспитания, повышения роли системы образования в достижении качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающих поколений.
Кроме того, очень актуальна проблема выявления и сопровождения одаренных детей. Многолетняя практика работы с одаренными детьми в муниципальной системе образования имеет три основных направления: выявление, обучение и воспитание таких детей, подготовка педагогических кадров. Чтобы успешно выявлять одаренность, необходимо, прежде всего, создать благоприятные условия для этого. У нас такими условиями считаются олимпиады, олимпиадное движение. На данном этапе современного развития российского образования этого становится недостаточно. Сегодня мы нуждаемся в новых продуманных методиках, поскольку олимпиады выявляют не более половины одаренных детей. Происходит это от того, что не каждый талантливый ребенок достаточно хорошо приспособлен к особым, жестким, почти спортивным условиям олимпиады. Кроме того, олимпиады не выявляют других одаренных детей, например, творческого или лидерского типа, которые сегодня особенно нужны нашему обществу. Таким образом, работать с особенными детьми должны особенные педагоги, тоже одаренные. А это еще одна из основных задач муниципальной системы образования - повышение профессиональной компетентности педагогов.
В системе образования города Салехарда действует сложившаяся система воспитания и дополнительного образования детей. В образовательных организациях созданы воспитательные системы, направленные на интеллектуально-творческое, патриотическое, гражданско-правовое и духовно-нравственное становление каждого ребенка, формирование у него здорового образа жизни и готовности к профессиональному самоопределению.
Развивать свои творческие, интеллектуальные способности обучающиеся могут в 4-х муниципальных образовательных организациях дополнительного образования: муниципальная автономная образовательная организация дополнительного образования детей Центр детского творчества "Надежда" (далее - МАОУ ДОД ЦДТ), муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования детей "Станция юных техников" (далее - МБОУ ДОД СЮТ), муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов" (далее - МБОУ ДОД СЮН), муниципальная автономная образовательная организация дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр" (далее - МАОУ ДОД ДЮЦ). В 2012 - 2013 учебном году количество детей в муниципальных образовательных организациях дополнительного образования детей составляло 4 270 человек. Занятость детей школьного возраста, с учетом того, что один ребенок может заниматься в 2 - 3-х объединениях.
Дополнительное образование для детей реализуется также в дошкольных образовательных организациях.
В образовательных организациях традиционно реализуются программы художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, спортивно-технической, научно-технической, военно-патриотической, туристско-краеведческой, культурологической, эколого-биологической, социально-педагогической, естественнонаучной направленностей.
Результаты своего обучения в объединениях дополнительного образования дети ежегодно представляют на городских конкурсах, выставках творческих работ, спортивных соревнованиях, интеллектуально-творческих конференциях и марафонах.