Согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Вышеуказанный Закон также определяет перечень вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Сегодня особое внимание государства уделяется вопросам повышения эффективности деятельности всех уровней публичной власти, в том числе и органов местного самоуправления.
Эффективное муниципальное управление является одним из важнейших условий социально-экономического развития страны. Осуществляемая в стране широкомасштабная работа по реформированию местного самоуправления выдвинула ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием, как в целом функционирования местного самоуправления, так и укрепления в его системе кадрового потенциала и кадровой политики.
Развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование.
В настоящее время существует проблема кадрового состава муниципальной службы, его профессионализм и организация повышения квалификации муниципальных служащих.
Не уделяется должного внимания и квалификационной подготовке резерва, что в свою очередь требует разработки системы и внедрения эффективного инструментария по оценке профессионального потенциала лиц, включенных в резерв, определения стратегии их подготовки, выбора конкретных подходов и методик с использованием специализированных программ по подготовке и переподготовке резерва.
Сдерживающим фактором для развития эффективного муниципального управления является коррупция. Президент и Правительство Российской Федерации определяют борьбу с коррупцией как задачу национального масштаба. 11 апреля 2014 года Указом Президента Российской Федерации N 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы.
Минтрудом России 19 марта 2013 года разработан комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции, в соответствии с письмом N 18-2/10/2-1490.
Можно выделить следующие первоочередные направления по противодействию коррупции, которые определены Администрацией муниципального образования город Салехард (далее - Администрация города):
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, или для применения иных мер юридической ответственности непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;