Действующий

О ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (с изменениями на: 11.03.2003)

 
СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 1996 года N 492-I

О ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

(в редакции Закона Республики Мордовия от 11.03.2003 N 3-З)

Совет Государственного Собрания Республики Мордовия отмечает, что законотворческий процесс в Республике Мордовия развивается достаточно активно. За период своей деятельности Государственное Собрание Республики Мордовия приняло 44 закона, из них 10 конституционных законов, 230 постановлений, 29 законов из 44 принятых внесены комитетами Государственного Собрания Республики Мордовия, 11 - Правительством Республики Мордовия, 4 - Главой Республики Мордовия.

Вместе с тем в законотворческой деятельности Государственного Собрания Республики Мордовия и субъектов законодательной инициативы есть ряд недостатков, существенно снижающих ее оперативность и эффективность:

- отсутствие системы приоритетов в законопроектной работе, принятие зачастую непервоочередных по значимости законов, а также законов, отражающих узкоотраслевые интересы;

- недостаточно высокое качество законов: непродуманность целей законов, их соответствия реальным тенденциям развития общества, ресурсам государства;

- поспешность при принятии законов, несовершенство, а иногда и отсутствие, как механизмов реализации законов, так и ответственности за их неисполнение (декларативность законов), снижающих действенность, влияние этих нормативных правовых актов на жизнь общества и наносящих ущерб престижу Государственного Собрания Республики Мордовия;

- недостаточно высокое юридическое качество законов, их внутренняя противоречивость, неполное соответствие действующему законодательству, несоблюдение требований юридической культуры и техники, призванных обеспечить четкость, ясность, определенность текста, его внутреннюю логику, соответствие общепринятым правовым нормам;

- ненужное переписывание норм федерального законодательства, затрудняющее уяснение и реализацию правоприменителем целей закона и механизмов, обеспечивающих их достижение, и неоправданно усложняющее систему законодательства Республики Мордовия;

- принятие законов и постановлений, требующих дополнительного бюджетного финансирования, без изыскания соответствующих дополнительных источников пополнения доходной части бюджета.

Учитывая вышеизложенное, и с целью упорядочения законотворческого процесса в Республике Мордовия Совет Государственного Собрания Республики Мордовия постановляет:


1. Считать приоритетным направлением в законотворческой деятельности в Республике Мордовия в 1996 году разработку законопроектов, направленных на повышение жизненного уровня населения, развитие экономики, социальной сферы, повышение эффективности государственной власти и местного самоуправления.


2. Предложить субъектам законодательной инициативы, перечисленным в статье 88 Конституции Республики Мордовия, придерживаться следующих принципов организации законотворческой деятельности:

- эффективность и оперативность правотворчества, соответствие законопроектов реальным тенденциям развития общества, ресурсам государства, обязательное закрепление в законах механизмов их реализации и ответственности за неисполнение;

- приоритетность, то есть первоочередная разработка проектов конституционных законов, а также законов родового типа, устанавливающих основополагающие принципы и нормы жизни государства, общества и являющихся основой для принятия других законов;

- высокое юридическое качество законопроектов, обязательное участие в их разработке юристов-профессионалов;

- недопустимость принятия узкоотраслевых законов, не дающих существенного экономического и (или) социального эффекта;

- обеспечение правового регулирования исключительно вопросов, находящихся в компетенции органов государственной власти Республики Мордовия, недопустимость переписывания в законах Республики Мордовия норм федерального законодательства;

- недопустимость внесения в Государственное Собрание Республики Мордовия законопроектов без полной предварительной проработки вопросов их ресурсного обеспечения, в том числе вопросов финансирования и предоставления подробных экономических расчетов;

- открытость законопроектной деятельности, привлечение к обсуждению законопроектов всех заинтересованных лиц и организаций, а также общественности.


3. Считать необходимым предварительное согласование концепций законопроектов между субъектами законодательной инициативы, а также с комитетами Государственного Собрания Республики Мордовия еще до начала или в процессе разработки законопроектов.


4. Предложить Министерству юстиции Республики Мордовия, аппаратам Государственного Собрания и Правительства Республики Мордовия повысить качество экспертизы законопроектов.