Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

6. Совершенствование системы финансирования здравоохранения


Одной из основных задач совершенствования финансирования здравоохранения является обеспечение на всей территории Республики Мордовия возможности реализации Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи.

Стратегическим направлением развития системы финансирования здравоохранения является создание одноканальной системы финансирования отрасли, предусматривающей передачу всех средств на финансирование Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи в Мордовский республиканский фонд обязательного медицинского страхования.

При складывающемся разделении полномочий различных уровней исполнительной власти в отношении оказания различных видов медицинской помощи переход на страховой принцип финансирования даст возможность преодолеть "искусственные перегородки" между отдельными видами медицинской помощи. Экономия, возникающая в одном секторе здравоохранения, будет свободно перемещаться в другой. Принцип "деньги следуют за пациентом" станет доминирующим.

Формирование одноканальной системы финансирования здравоохранения в стратегическом плане предполагает расширение состава Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Республики Мордовия до уровня Республиканской программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, то есть включение в обязательное медицинское страхование и социально значимых видов помощи.

Принцип содержания медицинских организаций на основе сметного финансирования должен уступить принципу оплаты реальных услуг, оказываемых данными организациями.

Главное направление совершенствования ценообразования - формирование единого похода к созданию системы тарифов на медицинские услуги и формирование территориальных нормативов финансовых затрат.

Концентрация средств в фонде обязательного медицинского страхования позволит реализовать подушевой принцип распределения средств. Это даст определенную экономию в медицинских организациях, возникающую от сокращения излишних мощностей, то есть устранит действующую практику искусственного поддержания этих мощностей из-за опасений потери финансирования.

Перечисленные направления реформирования и реструктуризации могут быть осуществлены только при условии преодоления узкокорпоративных интересов руководителей учреждений и медицинских работников, а также сложившихся стереотипов потребления населением медицинских услуг.

Должен быть составлен финансово обеспеченный план оказания медицинской помощи населению республики с указанием объемов помощи, оказываемой федеральными, ведомственными медицинскими учреждениями, государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

На уровне муниципального образования задача планирования заключается в формировании муниципального заказа - задания на оказание населению республики медицинских услуг, обеспечивающего реализацию Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи.

При разработке системы оказания бесплатной медицинской помощи каждому медицинскому учреждению, участвующему в реализации Республиканской программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи, определяются объемы медицинской помощи отдельно для взрослого и детского населения, которые планируется оказать в муниципальных медицинских учреждениях данного образования, муниципальных медицинских учреждениях других территорий, в государственных учреждениях здравоохранения Республики Мордовия, в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях. В пределах установленных квот планируется помощь, оказываемая в медицинских учреждениях федерального подчинения.

В сложных условиях проведения реформы в здравоохранении важное значение приобретают принципы программно-целевого планирования и финансирования отрасли, которое должно быть направлено на бесплатное лекарственное обеспечение пациентов в стационарах и значительное улучшение лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях, на замену изношенного медицинского оборудования, ремонт зданий и сооружений, первостепенное приобретение необходимого оснащения первичного звена оказания медицинской помощи.

Концепция нацеливает руководителей лечебно-профилактических учреждений на поиск оптимальных форм, методов, дающих возможность при существующих условиях не только сохранить необходимый объем медицинских услуг, но и повысить их качество путем привлечения местных ресурсов и неиспользованных резервов.

В перспективе основными механизмами экономического планирования и финансирования бесплатной медицинской помощи населения Республики Мордовия должны стать:

сочетание социальной солидарности и справедливости при формировании финансового обеспечения государственных гарантий при оказании медицинской помощи. Обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий медицинской помощи и объемов финансирования;

одноканальное финансирование медицинских организаций, реализующих государственные и муниципальные задания в рамках программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи;

развитие межбюджетных взаимоотношений с целью выравнивания финансовых условий в муниципальных образованиях на выполнение государственных обязательств в сфере здравоохранения;

переход от затратного (сметного) принципа финансирования медицинских учреждений к финансированию, ориентированному на результат, подушевой принцип формирования финансовых средств на оказание медицинской помощи;

внедрение новых методов оплаты медицинской помощи, стимулирующих применение интенсивных технологий диагностики и лечения, повышение качества медицинской помощи;

переход на новые формы оплаты труда медицинских работников, введение системы материального стимулирования по конечным результатам деятельности;

экономическое стимулирование профилактической направленности здравоохранения;

дальнейшее развитие государственной инвестиционной политики, направленной на развитие материально-технической базы государственной и муниципальной систем здравоохранения, привлечение инвестиций в здравоохранение из негосударственных источников.