Программа разработана в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 года N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
Программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Мордовия, меры государственной аграрной политики на период 2008 - 2012 годов, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Сельское хозяйство - важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельхозпродукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности сырьем. На вид экономической деятельности "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" приходится 21% валового регионального продукта республики (данные за 2005 год). На 1 января 2007 г. в сельской местности проживало 343,8 тыс. человек, или 40,5% населения республики. В сельском хозяйстве республики занято 27,5 тыс. человек (10,4% от работающего населения республики). Во всех категориях хозяйств имеется 1658,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий (63,5% территории), из них 1110,7 тыс. га пашня (67% сельхозугодий), поэтому состояние и уровень развития агропромышленного комплекса во многом определяют социально-экономическую ситуацию в республике, устойчивость развития как непосредственно сельских территорий, так и в целом жизнеобеспечение всего населения.
Социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса Республики Мордовия за прошедшие годы характеризовалось положительной динамикой в развитии сельскохозяйственных предприятий. Выделение АПК в качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия позволило достичь определенных положительных результатов.
На протяжении 7 лет в сельском хозяйстве республики наблюдается экономический рост. За период с 2000 по 2006 год объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился с 8,7 млрд. рублей до 18,6 млрд. рублей, или на 30% (в сопоставимых ценах).
Однако финансовая ситуация в сельском хозяйстве республики остается сложной: кредиторская задолженность по сельскохозяйственным предприятиям превышает объем реализации на 818 млн. рублей, остается низкой среднемесячная заработная плата работников, за 2006 год она составила 4089 рублей.
Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.
Между тем во всех категориях хозяйств республики уровень производства 1990 года по молоку к настоящему времени восстановлен на 68%, по мясу - на 69%, а поголовье крупно-рогатого скота на 1 января 2007 г. и составляет всего 46% от численности в 1990 году. В то же время по мере роста доходов населения республики (за период с 2000 по 2006 год денежные доходы в среднем на душу населения возросли в 4,2 раза, с 1128,4 рубля в 2000 году до 4758,6 рубля в 2006 году) увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.
Отставание темпов экономического роста в сельском хозяйстве от роста промышленного производства, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
Несмотря на то, что с 2000 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства увеличилась с 579 рублей до 4089 рублей в 2006 году, или в 7 раз, уровень оплаты труда в сельском хозяйстве республики остается одним из самых низких и составил в 2006 году 64,3% от средней величины по всем отраслям экономики.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции (за 2006 год застраховано всего 7,5% посевов зерновых культур, в том числе 4,8% яровых зерновых и 11,4% озимых), диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и товары производственно-технического назначения и услуги для нужд сельского хозяйства. За период с 1990 по 2006 год индекс роста цен на сельскохозяйственную продукцию составил 10,9 раза, на товары производственно-технического назначения - 123 раза;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового регионального продукта, сокращение бедности сельского населения и повышение продовольственной безопасности республики, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития Республики Мордовия в рассматриваемой перспективе.