Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2008 - 2012 ГОДЫ (с изменениями на: 14.11.2011)


 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Демографическая ситуация в Республике Мордовия, как и в России в целом, остается сложной. За период 2000 - 2007 гг. продолжился процесс устойчивого сокращения численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока, численность населения республики сократилась на 70,8 тыс. чел., или на 7,7%, за тот же период, численность городского населения сократилась на 41,3 тыс. чел. (на 7,6%), а сельского - на 29,5 тыс. человек (на 7,9%). С 2002 по 2007 г. количество сельских населенных пунктов сократилось на 26, а 45 сельских населенных пунктов безлюдны.

Низкий уровень рождаемости в республике является не только фактором депопуляции, но и представляет отдельную социально-демографическую проблему. Общий показатель рождаемости по республике в 2006 г. составил 8,6 родившихся на 1000 чел. населения, но не достиг уровня 2004 г. (8,8 родившихся на 1000 чел. населения), когда наблюдался небольшой подъем рождаемости за счет вхождения в фертильный возраст многочисленного поколения 1980-х годов. В 2006 г. родилось 7367 чел., что в 1,57 раза меньше, чем в 1991 году. Суммарный показатель рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) в Мордовии в 2006 г. составил 1,135 против 2,14 - 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Сложившийся уровень рождаемости под влиянием социально-экономических и политических факторов отражает существенное изменение тенденций в репродуктивном поведении населения: сокращение числа женщин, семей, желающих иметь детей.

Общий коэффициент смертности населения в 2006 г. составил 16,4 умерших на 1000 чел. населения (в 2005 г. - 17,2). В Российской Федерации этот показатель составляет 15,2 умерших на 1000 чел. населения. Смертность в 2006 г. превысила число родившихся в 1,9 раза.

Основными причинами смерти населения по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (53,7% от общего числа умерших), на втором месте - онкологические заболевания (12,5%). Растет смертность от новообразований - 205,6 на 100 тыс. чел. населения в 2006 г. (191,1 - в 2000 г.), от неестественных причин: случайных отравлений алкоголем - 13,5 на 100 тыс. чел. населения в 2006 г. (11,2 - в 2000 г.), от болезней органов пищеварения - 45,9 на 100 тыс. чел. населения в 2006 г. (32,6 - в 2000 г.), от всех видов транспортных несчастных случаев - 23,2 на 100 тыс. чел. населения в 2006 г. (17,6 - в 2000 г.).

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении за исследуемый период увеличивалась, но при этом у сельского населения в 2006 г. этот показатель на 2 года ниже, чем у городского.

В период с 2000 по 2006 г. увеличилось количество браков: в 2000 г. - 5334, в 2004 г. - 5279, в 2006 г. - 5819. С небольшими изменениями остается число разводов: в 2000 г. - 3145, 2004 г. - 3131, в 2006 г. - 3101. Таким образом, коэффициент брачности в 2006 г. составил 6,8 промилле, коэффициент разводимости - 3,6 промилле.

В результате длительного оттока молодежи из республики, низкой рождаемости произошло старение населения. На долю населения старше трудоспособного возраста в городской местности приходится 19% от численности всего городского населения, в сельской местности эта доля составляет 26,5 процента.

Разрыв в качестве жизни между субъектами федерации, сельским и городским населением способствовал миграционному оттоку населения из республики. Миграционная убыль населения за последние 7 лет варьировалась от 2601 до 2574 чел., в сельской местности - от 1383 до 1578 человек.

Анализ демографической ситуации в Республике Мордовия позволяет выявить следующие проблемы:

1. Низкий коэффициент суммарной рождаемости - 1,135 против 2,14 - 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.

2. Высокая внебрачная рождаемость (21,2%), в 2006 г. каждый пятый ребенок родился вне брака.

3. Утрата семейных ценностей, бережного отношения к институту семьи и брака.

4. Высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте, уровень смертности мужчин в 4,6 раза выше женской.

5. Высокая смертность сельского населения, суммарный коэффициент смертности сельского населения в 1,5 раза выше городского населения.

6. Увеличение доли молодежи, одиноких и многодетных родителей в составе категории безработных граждан. Среди социально-демографических групп безработных в наиболее сложном положении оказываются женщины.

7. Преобладание доли населения старше трудоспособного возраста в возрастной структуре населения.

8. Социально значимые заболевания: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция, злокачественные новообразования, все виды транспортных несчастных случаев.

Для улучшения демографической ситуации в Республике Мордовия ведется активная работа. В 2001 году разработана и принята Программа улучшения демографической ситуации в Республике Мордовия на 2001 - 2005 годы, пролонгированная на 2006 год. В октябре 2006 г. утверждена Концепция демографического развития Республики Мордовия до 2010 года.

В республике реализуется более 30 целевых программ, в том числе и программы, направленные на решение отдельных проблем демографического характера (приложение 4). Указом Главы Республики Мордовия создан межведомственный Координационный Совет по контролю за реализацией государственной программы формирования здорового образа жизни населения республики. Республика Мордовия активно участвует в реализации приоритетных национальных проектов.

Однако для эффективной реализации всех перечисленных программ и проектов необходимы эффективные механизмы управления и контроля за их выполнением и прогнозирование последствий их реализации.

Главный недостаток - рассредоточение управленческих функций, обеспечивающих решение демографических проблем, по различным министерствам, госкомитетам и ведомствам. В условиях недостаточно развитой системы взаимодействия и координации между ними это ведет к преобладанию отраслевого принципа управления над территориальным, уменьшает возможности проведения единой, последовательной демографической политики на конкретных территориях (регион, город, район).

Улучшение демографической ситуации - это не столько отраслевая, сколько комплексная территориальная проблема, а в данном случае механизм территориального управления ограничен: каждое министерство заинтересовано лишь в "своей" части мероприятий.

Система общественного управления демографическими процессами определяется тем, что для решения демографических проблем необходимо активное участие общества. Среди общественных организаций особая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит организациям, занимающимся проблемами молодежи. В республике создано общественное движение "Созидание", объединяющее более 40 молодежных организаций. Движение осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, спортивное воспитание, организация досуговых и творческих программ, благотворительная деятельность, социально-психологическая помощь молодежи. Входящим в движение общественным организациям "Милосердие", "Союз Православной молодежи" принадлежит главная роль в воспитании у детей и молодежи духовных и нравственных ценностей.

Женские организации (Союз женщин Мордовии, Ассоциация мокшанских женщин "Юрхтава", Союз эрзянских женщин и др.) реализуют программы по защите репродуктивного здоровья и материнства, уделяют внимание вопросам социального обеспечения нуждающихся женщин, поддерживают семьи и популяризируют семейные ценности и традиции.

Общественным объединением, приоритетно занимающимся защитой прав многодетных семей, является Мордовская республиканская общественная организация "Союз многодетных семей "Семья", созданная 25 октября 1996 года. Ее основная цель - социальная и материальная защита и поддержка многодетных семей.

Стимулирование развития общественных организаций, взаимодействие государства с ними способствуют вовлечению многодетных семей в решение собственных проблем, повышению их самооценки и социальной активности, организации пропаганды многодетности в регионе.

Большим шагом вперед на пути построения гражданского общества стало создание Общественной палаты Республики Мордовия "в целях обеспечения взаимодействия между республиканскими органами государственной власти и общественными объединениями, подготовки решений по важнейшим социальным, экономическим, политическим и иным вопросам с учетом общественного мнения, создания механизма обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти" - гражданского контролирующего органа, активизировавшего работу различных общественных структур, позволившего максимально использовать положительный потенциал общества.

Общественная палата Республики Мордовия стала площадкой для широкого диалога, где представлены многие гражданские инициативы, имеющие общенациональное значение, и предоставила возможность осуществления гражданского контроля.

В настоящее время наблюдается усиление работы общественных организаций по вопросам взаимодействия с органами власти. Так, объединению усилий органов власти и общественности в осуществлении молодежной политики способствовало создание Совета по координации молодежных программ и поддержке молодежного движения при Главе Республики Мордовия, активно продвигающего молодежные инициативы, долгосрочные программы, создающего условия для реализации творческого потенциала молодежных организаций республики.