Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

Глава 4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ


Возможными вариантами решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия являются следующие:

1. Реализация мер по решению задач информатизации на уровне отдельных органов государственной власти Республики Мордовия (ведомственный подход).

Основное преимущество данного варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного программного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.

Основные риски данного варианта заключаются в том, что несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленных актуальных задач. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить задачу широкомасштабного внедрения ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия в необходимые сроки.

2. Реализация комплексного программно-целевого механизма формирования информационного общества в Республике Мордовия.

Основным преимуществом применения программно-целевого метода является реализация механизма государственной поддержки, направленной на решение задач в области развития и использования ИКТ, что позволит ускорить экономический рост и более эффективно решать социальные проблемы в республике.

Основные риски данного варианта связаны с длительностью и сложностью организационных процедур согласования, объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы.

На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять также следующие внешние факторы и риски:

экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие региональной сферы ИКТ, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности Республики Мордовия, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;

организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности большого числа государственных заказчиков и управления очень сложными проектами, требующими согласованной технической политики и перестройки административных процессов, и т.п.;

риски, связанные с "человеческим фактором", характерные для осваивания новых технологий;

технологические риски в решении отдельных задач.

Настоящая Концепция предполагает два возможных способа решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия с применением программно-целевого метода:

2.1. Реализация Программы при требуемых объемах финансирования.

При этом поставленные цели, задачи и целевые индикаторы Программы будут достигнуты.

2.2. Реализация Программы в уменьшенном объеме финансирования.

При ограниченном финансировании Программы средства из республиканского бюджета Республики Мордовия должны быть направлены на реализацию наиболее значимых программных мероприятий.

Учитывая, что формирование информационного общества носит комплексный характер и зависит от реализации всех его элементов (информационных систем (подсистем), инфраструктуры, нормативной правовой базы, человеческого фактора), к рискам, характерным для программно-целевого подхода в целом, при ограниченном финансировании Программы добавится невозможность реализации части программных мероприятий или их частичная реализация на конец срока реализации Программы и, как следствие, неполное достижение поставленных в Программе целей. При этом можно ожидать сохранения тенденций отставания республики по ряду показателей оценки внедрения и использования информационных технологий по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.

Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта, а именно реализации комплексного программного механизма формирования информационного общества в Республике Мордовия при условии финансирования в требуемых объемах.