РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2008 года N 1059-Р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"]
В целях осуществления единой государственной политики в сфере информатизации Республики Мордовия:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года" (далее - Программа).
2. Определить Мининформнауки Республики Мордовия государственным заказчиком - координатором Программы.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 1400 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Мининформнауки Республики Мордовия в установленном порядке разработать проект Программы и внести его в Правительство Республики Мордовия.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия В.А.Нечаева.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
Концепция Республиканской целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с поручениями Главы Республики Мордовия от 21 июля 2008 г. и Председателя Правительства Республики Мордовия от 31 июля 2008 г., а также Концепцией региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р, Федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года N 1355-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 года N 502), Типовой программой развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 871-р, Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 632-р, Концепцией административной реформы Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 года N 157-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 221), Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года", проектом Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на период 2008 - 2012, постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 года N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 12 апреля 2007 года N 150, от 28 апреля 2008 года N 174).
Комплекс проблем, на решение которых направлена Программа, напрямую связан с повышением эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения задач социально-экономического развития Республики Мордовия.
ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых для республики сфер деятельности: государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, обеспечения безопасности населения, бизнеса, общественной жизни. Без решения проблем эффективного широкомасштабного использования ИКТ, развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных систем сегодня невозможно успешно решить ни одну из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Мордовия.
В качестве целей Программы выступают:
повышение качества жизни населения Республики Мордовия за счет широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также в повседневной жизни;
повышение эффективности системы государственного и муниципального управления в Республике Мордовия, повышение доступности и качества государственных услуг для населения и бизнеса, а также открытости органов государственной власти на основе использования ИКТ;
рост экономики, уровня жизни населения и бюджетных доходов за счет развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, использования ИКТ в экономике и стимулирования развития ИКТ-сектора.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по развитию инфотелекоммуникационной инфраструктуры:
развитие телекоммуникационной сети органов государственной власти и органов местного самоуправления;
развитие сетевых беспроводных технологий WiFi и WiMAX в сельской местности;
развитие высокоскоростного Интернета в районных центрах и селах республики;
строительство информационного центра управления регионом (ИЦУР) в составе центра обработки данных, ситуационного центра, центра обработки вызовов (call-центр);
развитие рынка и снижение стоимости телекоммуникационных услуг на основе привлечения в регион на конкурентной основе ведущих компаний телекоммуникационного рынка;
создание и развитие "Системы 112" - обеспечение вызовов экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе Единых дежурно-диспетчерских служб местного самоуправления;
создание общественных центров доступа к информационным ресурсам, в т.ч. к сети Интернет;
предоставление новых высокотехнологичных услуг связи населению и бизнесу;
развитие цифрового телерадиовещания;
развитие региональных Интернет-ресурсов;
развитие информационно-телекоммуникационных сегментов в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;
создание и развитие сети мобильной связи 3-го поколения стандарта 3G.
Таким образом, цели и задачи Программы полностью соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Мордовия, закрепленным в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года.
Наиболее эффективной формой решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия представляется реализация республиканской целевой программы, скоординированной с программами во взаимосвязанных областях, принятыми как на федеральном, так и на республиканском уровне, при обязательном значительном участии органов государственной власти Республики Мордовия и межведомственной координации.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждается также необходимостью выстраивания плана работ, как минимум, на среднесрочную перспективу, так как поставленные задачи связаны с развитием информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого потенциала, деловой среды, стимулируют создание и использование ИКТ в республике и не могут быть полностью реализованы в краткосрочном периоде, равно как не могут быть решены и простым увеличением финансирования, так как назрела необходимость разработки новых управленческих технологий, обеспечения качественного изменения нормативной правовой базы.
Применение программно-целевого метода при решении задач развития и использования ИКТ в Республике Мордовия позволит:
обеспечить концентрацию финансовых ресурсов, выделяемых из республиканского бюджета Республики Мордовия и привлекаемых из федерального бюджета и внебюджетных источников, при решении задач в области развития и использования ИКТ;
проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования ИКТ в целях совершенствования деятельности органов государственной власти Республики Мордовия;
повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в области развития и использования ИКТ, реализуемых в рамках различных программ и проектов;
решить общесистемные проблемы информатизации Республики Мордовия;
обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития и использования ИКТ.
Альтернативой использованию программно-целевого метода для решения задач развития и использования ИКТ в сфере государственного управления и социально-экономического развития Республики Мордовия является реализация мер на уровне отдельных органов государственной власти Республики Мордовия (ведомственный подход).
Вероятными последствиями при этом могут стать:
сохранение недостаточного уровня оснащенности органов государственной власти и органов местного самоуправления вычислительной техникой и телекоммуникациями;
отсутствие достаточного количества инструментов интерактивного взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и бизнесом;
недостаточное развитие интегрированных информационных систем и регистров, позволяющих исключить дублирование ввода информации и обеспечить эффективное взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем;
организация дополнительного согласования на межведомственном уровне вопросов взаимодействия ведомственных информационных систем (в том числе разграничение полномочий, финансирование, администрирование отдельных подсистем и др.) как между собой, так и с населением и организациями Республики Мордовия;
принятие Правительством Республики Мордовия решений по согласованному развитию и организации взаимодействия разрозненных ведомственных информационных систем, а также решение вопросов по распределению объемов финансирования на создание систем по государственным заказчикам в каждом отдельном случае;
отсутствие у государственных служащих необходимых знаний и навыков по использованию ИКТ, в том числе для работы в распределенных информационных системах;
сохранение незначительной доли органов государственной власти и особенно органов местного самоуправления, использующих электронную цифровую подпись, применение которой играет важную роль в расширении электронного документооборота в органах государственной власти, а также в обеспечении информационной безопасности их телекоммуникаций.
Таким образом, отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия повлечет разрозненность усилий республиканских органов государственной власти, снижение их ответственности, несистемное решение задач в этой области, низкую эффективность использования выделяемых из республиканского бюджета Республики Мордовия средств.
Возможными вариантами решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия являются следующие:
1. Реализация мер по решению задач информатизации на уровне отдельных органов государственной власти Республики Мордовия (ведомственный подход).
Основное преимущество данного варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного программного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски данного варианта заключаются в том, что несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленных актуальных задач. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить задачу широкомасштабного внедрения ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия в необходимые сроки.
2. Реализация комплексного программно-целевого механизма формирования информационного общества в Республике Мордовия.
Основным преимуществом применения программно-целевого метода является реализация механизма государственной поддержки, направленной на решение задач в области развития и использования ИКТ, что позволит ускорить экономический рост и более эффективно решать социальные проблемы в республике.
Основные риски данного варианта связаны с длительностью и сложностью организационных процедур согласования, объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы.
На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять также следующие внешние факторы и риски:
экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие региональной сферы ИКТ, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности Республики Мордовия, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;
организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности большого числа государственных заказчиков и управления очень сложными проектами, требующими согласованной технической политики и перестройки административных процессов, и т.п.;
риски, связанные с "человеческим фактором", характерные для осваивания новых технологий;
технологические риски в решении отдельных задач.
Настоящая Концепция предполагает два возможных способа решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия с применением программно-целевого метода:
2.1. Реализация Программы при требуемых объемах финансирования.
При этом поставленные цели, задачи и целевые индикаторы Программы будут достигнуты.
2.2. Реализация Программы в уменьшенном объеме финансирования.
При ограниченном финансировании Программы средства из республиканского бюджета Республики Мордовия должны быть направлены на реализацию наиболее значимых программных мероприятий.
Учитывая, что формирование информационного общества носит комплексный характер и зависит от реализации всех его элементов (информационных систем (подсистем), инфраструктуры, нормативной правовой базы, человеческого фактора), к рискам, характерным для программно-целевого подхода в целом, при ограниченном финансировании Программы добавится невозможность реализации части программных мероприятий или их частичная реализация на конец срока реализации Программы и, как следствие, неполное достижение поставленных в Программе целей. При этом можно ожидать сохранения тенденций отставания республики по ряду показателей оценки внедрения и использования информационных технологий по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта, а именно реализации комплексного программного механизма формирования информационного общества в Республике Мордовия при условии финансирования в требуемых объемах.