ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 декабря 2008 года N 1059-Р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"]

В целях осуществления единой государственной политики в сфере информатизации Республики Мордовия:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года" (далее - Программа).

2. Определить Мининформнауки Республики Мордовия государственным заказчиком - координатором Программы.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 1400 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Мининформнауки Республики Мордовия в установленном порядке разработать проект Программы и внести его в Правительство Республики Мордовия.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия В.А.Нечаева.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ




Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 15 декабря 2008 года N 1059-Р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"


Концепция Республиканской целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с поручениями Главы Республики Мордовия от 21 июля 2008 г. и Председателя Правительства Республики Мордовия от 31 июля 2008 г., а также Концепцией региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р, Федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года N 1355-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 года N 502), Типовой программой развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 871-р, Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 632-р, Концепцией административной реформы Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 года N 157-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 221), Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года", проектом Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на период 2008 - 2012, постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 года N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 12 апреля 2007 года N 150, от 28 апреля 2008 года N 174).

Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Комплекс проблем, на решение которых направлена Программа, напрямую связан с повышением эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения задач социально-экономического развития Республики Мордовия.

ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых для республики сфер деятельности: государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, обеспечения безопасности населения, бизнеса, общественной жизни. Без решения проблем эффективного широкомасштабного использования ИКТ, развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных систем сегодня невозможно успешно решить ни одну из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Мордовия.

В качестве целей Программы выступают:

повышение качества жизни населения Республики Мордовия за счет широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также в повседневной жизни;

повышение эффективности системы государственного и муниципального управления в Республике Мордовия, повышение доступности и качества государственных услуг для населения и бизнеса, а также открытости органов государственной власти на основе использования ИКТ;

рост экономики, уровня жизни населения и бюджетных доходов за счет развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, использования ИКТ в экономике и стимулирования развития ИКТ-сектора.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по развитию инфотелекоммуникационной инфраструктуры:

развитие телекоммуникационной сети органов государственной власти и органов местного самоуправления;

развитие сетевых беспроводных технологий WiFi и WiMAX в сельской местности;

развитие высокоскоростного Интернета в районных центрах и селах республики;

строительство информационного центра управления регионом (ИЦУР) в составе центра обработки данных, ситуационного центра, центра обработки вызовов (call-центр);

развитие рынка и снижение стоимости телекоммуникационных услуг на основе привлечения в регион на конкурентной основе ведущих компаний телекоммуникационного рынка;

создание и развитие "Системы 112" - обеспечение вызовов экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе Единых дежурно-диспетчерских служб местного самоуправления;

создание общественных центров доступа к информационным ресурсам, в т.ч. к сети Интернет;

предоставление новых высокотехнологичных услуг связи населению и бизнесу;

развитие цифрового телерадиовещания;

развитие региональных Интернет-ресурсов;

развитие информационно-телекоммуникационных сегментов в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;

создание и развитие сети мобильной связи 3-го поколения стандарта 3G.

Таким образом, цели и задачи Программы полностью соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Мордовия, закрепленным в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года.

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Наиболее эффективной формой решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия представляется реализация республиканской целевой программы, скоординированной с программами во взаимосвязанных областях, принятыми как на федеральном, так и на республиканском уровне, при обязательном значительном участии органов государственной власти Республики Мордовия и межведомственной координации.

Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждается также необходимостью выстраивания плана работ, как минимум, на среднесрочную перспективу, так как поставленные задачи связаны с развитием информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого потенциала, деловой среды, стимулируют создание и использование ИКТ в республике и не могут быть полностью реализованы в краткосрочном периоде, равно как не могут быть решены и простым увеличением финансирования, так как назрела необходимость разработки новых управленческих технологий, обеспечения качественного изменения нормативной правовой базы.

Применение программно-целевого метода при решении задач развития и использования ИКТ в Республике Мордовия позволит:

обеспечить концентрацию финансовых ресурсов, выделяемых из республиканского бюджета Республики Мордовия и привлекаемых из федерального бюджета и внебюджетных источников, при решении задач в области развития и использования ИКТ;

проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования ИКТ в целях совершенствования деятельности органов государственной власти Республики Мордовия;

повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в области развития и использования ИКТ, реализуемых в рамках различных программ и проектов;

решить общесистемные проблемы информатизации Республики Мордовия;

обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития и использования ИКТ.

Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА


Альтернативой использованию программно-целевого метода для решения задач развития и использования ИКТ в сфере государственного управления и социально-экономического развития Республики Мордовия является реализация мер на уровне отдельных органов государственной власти Республики Мордовия (ведомственный подход).

Вероятными последствиями при этом могут стать:

сохранение недостаточного уровня оснащенности органов государственной власти и органов местного самоуправления вычислительной техникой и телекоммуникациями;

отсутствие достаточного количества инструментов интерактивного взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и бизнесом;

недостаточное развитие интегрированных информационных систем и регистров, позволяющих исключить дублирование ввода информации и обеспечить эффективное взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем;

организация дополнительного согласования на межведомственном уровне вопросов взаимодействия ведомственных информационных систем (в том числе разграничение полномочий, финансирование, администрирование отдельных подсистем и др.) как между собой, так и с населением и организациями Республики Мордовия;

принятие Правительством Республики Мордовия решений по согласованному развитию и организации взаимодействия разрозненных ведомственных информационных систем, а также решение вопросов по распределению объемов финансирования на создание систем по государственным заказчикам в каждом отдельном случае;

отсутствие у государственных служащих необходимых знаний и навыков по использованию ИКТ, в том числе для работы в распределенных информационных системах;

сохранение незначительной доли органов государственной власти и особенно органов местного самоуправления, использующих электронную цифровую подпись, применение которой играет важную роль в расширении электронного документооборота в органах государственной власти, а также в обеспечении информационной безопасности их телекоммуникаций.

Таким образом, отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия повлечет разрозненность усилий республиканских органов государственной власти, снижение их ответственности, несистемное решение задач в этой области, низкую эффективность использования выделяемых из республиканского бюджета Республики Мордовия средств.

Глава 4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ


Возможными вариантами решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия являются следующие:

1. Реализация мер по решению задач информатизации на уровне отдельных органов государственной власти Республики Мордовия (ведомственный подход).

Основное преимущество данного варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного программного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.

Основные риски данного варианта заключаются в том, что несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленных актуальных задач. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить задачу широкомасштабного внедрения ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия в необходимые сроки.

2. Реализация комплексного программно-целевого механизма формирования информационного общества в Республике Мордовия.

Основным преимуществом применения программно-целевого метода является реализация механизма государственной поддержки, направленной на решение задач в области развития и использования ИКТ, что позволит ускорить экономический рост и более эффективно решать социальные проблемы в республике.

Основные риски данного варианта связаны с длительностью и сложностью организационных процедур согласования, объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы.

На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять также следующие внешние факторы и риски:

экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие региональной сферы ИКТ, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности Республики Мордовия, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;

организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности большого числа государственных заказчиков и управления очень сложными проектами, требующими согласованной технической политики и перестройки административных процессов, и т.п.;

риски, связанные с "человеческим фактором", характерные для осваивания новых технологий;

технологические риски в решении отдельных задач.

Настоящая Концепция предполагает два возможных способа решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия с применением программно-целевого метода:

2.1. Реализация Программы при требуемых объемах финансирования.

При этом поставленные цели, задачи и целевые индикаторы Программы будут достигнуты.

2.2. Реализация Программы в уменьшенном объеме финансирования.

При ограниченном финансировании Программы средства из республиканского бюджета Республики Мордовия должны быть направлены на реализацию наиболее значимых программных мероприятий.

Учитывая, что формирование информационного общества носит комплексный характер и зависит от реализации всех его элементов (информационных систем (подсистем), инфраструктуры, нормативной правовой базы, человеческого фактора), к рискам, характерным для программно-целевого подхода в целом, при ограниченном финансировании Программы добавится невозможность реализации части программных мероприятий или их частичная реализация на конец срока реализации Программы и, как следствие, неполное достижение поставленных в Программе целей. При этом можно ожидать сохранения тенденций отставания республики по ряду показателей оценки внедрения и использования информационных технологий по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.

Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Мордовия позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта, а именно реализации комплексного программного механизма формирования информационного общества в Республике Мордовия при условии финансирования в требуемых объемах.

Глава 5. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СРОКИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»