Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ДО 2010 ГОДА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

В соответствии с Комплексной программой экономического и социального развития Республики Мордовия на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 года N 295 "О Комплексной программе экономического и социального развития Республики Мордовия на 2006 - 2010 годы", современный этап социально-экономического развития республики выдвигает требование существенно повысить эффективность государственного управления. Повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти должно быть направлено на создание предпосылок для устойчивых темпов экономического роста, повышение уровня жизни населения, прекращение избыточного государственного регулирования, повышение обоснованности расходования бюджетных средств и др.

В то же время проводимая в республике административная реформа призвана повысить эффективность государственного управления путем существенного улучшения взаимодействия исполнительных органов государственной власти и общества, в том числе при оказании государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время население и организации в процессе взаимодействия с исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления при получении государственных и муниципальных услуг сталкиваются с рядом проблем.

Во-первых, заявитель с целью первичного сбора документов для последующей реализации возможности получения государственной (муниципальной) услуги вынужден совершать многократные поездки в исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, расположенные по разным адресам. Значительные временные потери, отрицательные психологические эмоции, а также транспортные расходы на дополнительные перемещения формируют негативное отношение населения и организаций к действующей системе оказания государственных (муниципальных) услуг.

Во-вторых, отсутствие типовых требований к размещению служб "единого окна" исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, созданию единообразных, комфортных и технически совершенных приемных для работы с гражданами и организациями делает невозможной реализацию идеи стандартизированных правил предоставления населению и организациям государственных и муниципальных услуг.

В-третьих, процесс оформления и получения значительного количества государственных (муниципальных) услуг неразрывно связан с необходимостью пользования заявителями широким спектром дополнительных видов услуг, связанных с получением необходимых документов: консультации, ксерокопирование документов, фотографии, нотариальные услуги, банковские услуги и т.д.

В-четвертых, несоответствие информационно-справочной поддержки системы предоставления государственных (муниципальных) услуг современным требованиям. Решение данной задачи зависит от развития информационных технологий и облегчения доступа рядовым потребителям государственных и муниципальных услуг к существующим источникам информации о таких услугах, исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления, их предоставляющих.

Таким образом, отсутствие комплексного подхода в решении вопроса создания на территории Республики Мордовия центров обслуживания населения и организаций приводит к невозможности установления единообразных стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, усложняет регламентные процедуры осуществления межведомственных согласований в ходе оформления и подготовки к выдаче документов заявителям, увеличивает общую продолжительность предоставления государственных и муниципальных услуг, делает невозможным получение различных государственных и муниципальных услуг в единовременном порядке и в одном присутственном месте, повышает вероятность наличия коррупционных действий сотрудников исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в ходе работы с получателями услуг, создает транспортные неудобства получателям услуг.

Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее оптимальным способом предоставления услуг по принципу "единого окна" является создание МФЦ.

МФЦ призваны обеспечить предоставление комплекса услуг населению и организациям в режиме "единого окна", что должно позволить существенно упростить процедуру взаимодействия получателей услуг и исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления), снизить нагрузку на заявителя по сбору, согласованию, заполнению и предоставлению документов. Кроме того, налаживание связей между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, развитие способов информационного обмена в перспективе должно привести к полному освобождению заявителей от самостоятельного сбора документов и информации, сконцентрированной в исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления и связанных с ними организациях.

В настоящее время в Республике Мордовия МФЦ не созданы. Оказанием услуг занимаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Республике Мордовия, исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения и организации, уполномоченные на их оказание.

Вместе с тем в городе Саранске функционирует общественная приемная администрации городского округа, на базе которой организовано предоставление государственных и муниципальных услуг, прием граждан руководителями или сотрудниками администрации городского округа Саранск. Общественная приемная расположена на первом этаже отдельно стоящего четырехэтажного нежилого здания общей площадью 2578,9 кв. м, из них 520 кв. м отдано под общественную приемную. Для организации приема получателей услуг выделено помещение, в котором предусмотрены сектор для ожидания очереди, сектор для информирования и сектор для приема получателей услуг, оборудованный в виде киосков (всего 31 киоск).

Учитывая требования, предъявляемые к МФЦ, общественная приемная администрации городского округа должна стать пилотной площадкой для создания первого МФЦ в республике и дальнейшего тиражирования полученного опыта в других муниципальных образованиях, в первую очередь Рузаевском муниципальном районе.

Создаваемые МФЦ должны предоставить возможность населению получить максимально широкий перечень документов в едином присутственном месте, а также возможность организации в пределах одного помещения широкого спектра дополнительных видов услуг (консультации, ксерокопирование документов, услуги фотографа, нотариальные услуги, банковские услуги и т.д.).

Существуют два варианта решения проблемы повышения качества государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ:

создание отдельных МФЦ в выбранных муниципальных образованиях;

создание единого программного механизма поддержки, управления и координации работ в области повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.

Риски первого варианта связаны с:

невозможностью осуществления координации, систематизации, анализа результативности проводимых мероприятий по созданию МФЦ;

отсутствием принципов и критериев определения муниципальных образований, в которых целесообразно создание МФЦ;

возможностью диспропорции в ресурсной поддержке реализации мероприятий, их дублирования и снижения эффективности использования бюджетных средств;

сложностью межведомственного взаимодействия в рамках реализации мероприятий по повышению качества государственных и муниципальных услуг.

Основными преимуществами второго варианта являются консолидация значительных объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях и, как следствие, более рациональное использование бюджетных средств. Результатом второго варианта будет создание механизма управления деятельностью по формированию системы МФЦ на территории Республики Мордовия и координации действий исполнительных органов государственной власти федерального уровня, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Создание такого механизма управления будет способствовать эффективному накоплению, обработке и дальнейшему тиражированию опыта, полученного в ходе создания МФЦ.

Риски второго варианта связаны с длительностью и сложностью межведомственных согласований при создании нового комплексного механизма поддержки, управления и координации работ в области повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы, а также комплексный характер поставленной задачи, требующей решения на республиканском уровне, обуславливает востребованность применения программно-целевого метода - разработки Программы повышения качества государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, в основу которой заложена целостная модель системы МФЦ, включающая все необходимые составляющие, в том числе методологические и организационно-правовые предпосылки создания МФЦ, мероприятия по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) и оснащению МФЦ, а также внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий.

Решение проблемы повышения качества государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ программно-целевым методом обосновано прежде всего: