1. Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на n товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
n
CR = SUM D , где:
n i=1 i
D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего i хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;
n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
N 2
HHI = SUM D , где:
i=1 i
D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, i действующего на товарном рынке;
N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
2. При количестве действующих на рынке хозяйствующих субъектов менее 15 для оценки состояния конкурентной среды используются коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CR), и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана 3 (HHI). В случае, если количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов составляет 15 и более, может использоваться только коэффициент рыночной концентрации CR.
3. Доля республиканских хозяйствующих субъектов на продовольственном рынке рассчитывается как отношение объемов реализации продовольственной продукции, произведенной предприятиями пищевой промышленности Республики Мордовия, к общему объему реализации соответствующих видов продукции на данном региональном продовольственном рынке.
4. Средняя отпускная цена предприятия берется из данных производственного учета или при отсутствии данного показателя определяется как отношение объема отгруженной продукции в стоимостном выражении (тыс. руб.) к объему отгруженной продукции в натуральном выражении (в тоннах).
5. Доля населения, охваченного системой социальной поддержки, в общей численности населения региона рассчитывается как отношение численности населения, охваченного системой социальной поддержки, к общей численности населения в регионе.
Основные результаты реализации Программы: насыщение рынка продовольственными товарами местных товаропроизводителей, создание "здоровой" конкурентной среды и предотвращение монополизации рынка продовольственных товаров, совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Мероприятия, направленные на снижение входных барьеров, улучшение территориальной доступности предприятий розничной торговли, построение моделей оптового звена на основе рыночной интеграции, позволят стимулировать развитие инфраструктуры продовольственного рынка Республики Мордовия.