Коэффициент концентрации торговых марок на основных рынках продовольствия Республики Мордовия
Показатели | Доли крупных товарных линий, %, 2007 г. | Коэффициент концентрации рынка, % |
Рынок молочной продукции | "ЮНИМИЛК" - 40,0; "Вимм-Биль-Дан" - 18,8; "Данон" - 22,3 | 82,1 - высококонцентрированный |
Рынок мясной продукции | ТД "Талина" - 60,0; ТМ "Стародворские" - 14,0; ОАО "Юбилейное" - 4,0 | 78,0 - высококонцентрированный |
Рынок розничной торговли продуктами питания в целом по Республике Мордовия является рынком свободной конкуренции. Самые крупные его участники - розничные сети ("Деловой союз", "Торг - Град", ГУП Республики Мордовия "Развитие села", ООО "Добрый", "Магнит" и др.) контролировали в 2007 году 20 - 25% рынка. На каждую сеть приходилось менее 7% рынка продовольственных товаров.
Одной из приоритетных задач развития продовольственного рынка в Республике Мордовия является обеспечение малоимущих слоев населения необходимыми продуктами питания. В республике достигнута договоренность с основными производителями и предпринимателями по вопросу регулирования цен ("народные цены" на жизненно необходимые продукты питания).
Наблюдается постепенное сокращение мелкорозничной торговли в пользу стационарной, что связано с низким уровнем обслуживания, строительством новых жилых массивов, нарушениями правил торговли. Планируется сокращение мини-рынков, ларьков, павильонов и киосков с сохранением павильонов "Мороженое", "Союзпечать", "Цветы", так как они удобны и востребованы населением.
Наряду с положительными тенденциями развития продовольственного рынка Республики Мордовия существуют актуальные проблемы стимулирования частного предпринимательства, в том числе малого и среднего, привлечения в регион российских и иностранных инвестиций, создания благоприятного делового и инвестиционного климата.
Новые хозяйствующие субъекты должны составлять конкуренцию крупным предприятиям, стимулируя их рыночную активность, а также вбирать недоиспользуемые и высвобождаемые последними факторы производства (недвижимость, оборудование, рабочую силу), снижать остроту социальных проблем (обеспечение рабочими местами, насыщение потребительского рынка, расширение социальной инфраструктуры).
В настоящее время в Республике Мордовия действуют два основных канала реализации потребительских товаров - предприятия розничной торговли и розничные рынки и ярмарки. В республике происходит отказ от стихийных форм торговли, что связано с ростом организованной торговой деятельности. В январе - декабре 2007 года продажа товаров на розничных рынках составила 18618 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 18,8% меньше, чем в январе - декабре 2006 года. При этом смещение удельного веса оборота розничной торговли на универсальных, специализированных рынках и ярмарках в пользу торгующих организаций и предпринимателей вне рынков составило 86,7%.
Сводный индекс потребительских цен на товары народного потребления и платные услуги в 2007 году к 2006 году составил 112,3%. В 2008 году значительно меняется ситуация как в мире, так и Российской Федерации. За прошедшие 2006 - 2007 годы цены на социально значимые продовольственные товары выросли как на уровне Российской Федерации, так и в республиканском масштабе. Высокими темпами в 2007 году росли цены на мясопродукты - 106,7%, хлеб и хлебобулочные изделия - 120,8%, молоко и молочную продукцию - 116,6%. Значительно больший рост цен наблюдался по другим продуктам питания: масло и жиры - 142,2%, яйца - 126,3%, плодоовощная продукция - 136,8%, овощи - 153,5%. В республике данные показатели находятся на общероссийском уровне.
Однако инфляционные ожидания остаются высокими. В связи с этим прогноз цен на продукты питания находится в зоне повышенного инфляционного риска.
Насыщение продовольственного рынка Республики Мордовия продуктами питания местного производства в значительной степени решает вопрос здоровой конкуренции на продовольственном рынке.
Республика Мордовия полностью обеспечивает себя молочной продукцией, мясом птицы и яйцами. В производстве продовольственного сырья участвуют как сельскохозяйственные предприятия, так и субъекты малого предпринимательства (рис. 1).
удельный вес, %
100 ¬
¦ 90,5
¦ ----¬ 84,3
¦ ¦///¦ ----¬
80 + ¦///¦ ¦///¦
¦ ¦///¦ ¦///¦
¦ 75,4 ¦///¦ ¦///¦
¦ ----¬ ¦///¦ ¦///¦
60 + ¦+++¦ ¦///¦ 51,3 51,2 ¦///¦
¦ ¦+++¦ ¦///¦ ----¬ ----¬ ¦///¦
¦ ¦+++¦ ¦///¦ ¦///¦47,8 ¦///¦ ¦///¦
¦ ¦+++¦ ¦///¦ ¦///+---¬ ¦///¦46,1 ¦///¦
40 + ¦+++¦ ¦///¦ ¦///¦+++¦ ¦///+---¬ ¦///¦
¦ ¦+++¦ ¦///¦ ¦///¦+++¦ ¦///¦+++¦ ¦///¦