Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2008 - 2012 ГОДЫ


Таблица 2


Коэффициент концентрации торговых марок на основных рынках продовольствия Республики Мордовия

 Показатели

 Доли крупных товарных линий,

 %, 2007 г.             

 Коэффициент

 концентрации рынка, %

Рынок

молочной

продукции   

"ЮНИМИЛК" - 40,0;

"Вимм-Биль-Дан" - 18,8;

"Данон" - 22,3                      

82,1 -

высококонцентрированный

Рынок мясной

продукции   

ТД "Талина" - 60,0;

ТМ "Стародворские" - 14,0;

ОАО "Юбилейное" - 4,0               

78,0 -

высококонцентрированный


Рынок розничной торговли продуктами питания в целом по Республике Мордовия является рынком свободной конкуренции. Самые крупные его участники - розничные сети ("Деловой союз", "Торг - Град", ГУП Республики Мордовия "Развитие села", ООО "Добрый", "Магнит" и др.) контролировали в 2007 году 20 - 25% рынка. На каждую сеть приходилось менее 7% рынка продовольственных товаров.

Одной из приоритетных задач развития продовольственного рынка в Республике Мордовия является обеспечение малоимущих слоев населения необходимыми продуктами питания. В республике достигнута договоренность с основными производителями и предпринимателями по вопросу регулирования цен ("народные цены" на жизненно необходимые продукты питания).

Наблюдается постепенное сокращение мелкорозничной торговли в пользу стационарной, что связано с низким уровнем обслуживания, строительством новых жилых массивов, нарушениями правил торговли. Планируется сокращение мини-рынков, ларьков, павильонов и киосков с сохранением павильонов "Мороженое", "Союзпечать", "Цветы", так как они удобны и востребованы населением.

Наряду с положительными тенденциями развития продовольственного рынка Республики Мордовия существуют актуальные проблемы стимулирования частного предпринимательства, в том числе малого и среднего, привлечения в регион российских и иностранных инвестиций, создания благоприятного делового и инвестиционного климата.

Новые хозяйствующие субъекты должны составлять конкуренцию крупным предприятиям, стимулируя их рыночную активность, а также вбирать недоиспользуемые и высвобождаемые последними факторы производства (недвижимость, оборудование, рабочую силу), снижать остроту социальных проблем (обеспечение рабочими местами, насыщение потребительского рынка, расширение социальной инфраструктуры).

В настоящее время в Республике Мордовия действуют два основных канала реализации потребительских товаров - предприятия розничной торговли и розничные рынки и ярмарки. В республике происходит отказ от стихийных форм торговли, что связано с ростом организованной торговой деятельности. В январе - декабре 2007 года продажа товаров на розничных рынках составила 18618 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 18,8% меньше, чем в январе - декабре 2006 года. При этом смещение удельного веса оборота розничной торговли на универсальных, специализированных рынках и ярмарках в пользу торгующих организаций и предпринимателей вне рынков составило 86,7%.

Сводный индекс потребительских цен на товары народного потребления и платные услуги в 2007 году к 2006 году составил 112,3%. В 2008 году значительно меняется ситуация как в мире, так и Российской Федерации. За прошедшие 2006 - 2007 годы цены на социально значимые продовольственные товары выросли как на уровне Российской Федерации, так и в республиканском масштабе. Высокими темпами в 2007 году росли цены на мясопродукты - 106,7%, хлеб и хлебобулочные изделия - 120,8%, молоко и молочную продукцию - 116,6%. Значительно больший рост цен наблюдался по другим продуктам питания: масло и жиры - 142,2%, яйца - 126,3%, плодоовощная продукция - 136,8%, овощи - 153,5%. В республике данные показатели находятся на общероссийском уровне.

Однако инфляционные ожидания остаются высокими. В связи с этим прогноз цен на продукты питания находится в зоне повышенного инфляционного риска.

Насыщение продовольственного рынка Республики Мордовия продуктами питания местного производства в значительной степени решает вопрос здоровой конкуренции на продовольственном рынке.

Республика Мордовия полностью обеспечивает себя молочной продукцией, мясом птицы и яйцами. В производстве продовольственного сырья участвуют как сельскохозяйственные предприятия, так и субъекты малого предпринимательства (рис. 1).

удельный вес, %

100 ¬

¦              90,5

¦              ----¬                                     84,3

¦              ¦///¦                                     ----¬

 80 +              ¦///¦                                     ¦///¦

¦              ¦///¦                                     ¦///¦

¦    75,4      ¦///¦                                     ¦///¦

¦    ----¬     ¦///¦                                     ¦///¦

 60 +    ¦+++¦     ¦///¦         51,3          51,2          ¦///¦

¦    ¦+++¦     ¦///¦         ----¬         ----¬         ¦///¦

¦    ¦+++¦     ¦///¦         ¦///¦47,8     ¦///¦         ¦///¦

¦    ¦+++¦     ¦///¦         ¦///+---¬     ¦///¦46,1     ¦///¦

 40 +    ¦+++¦     ¦///¦         ¦///¦+++¦     ¦///+---¬     ¦///¦

¦    ¦+++¦     ¦///¦         ¦///¦+++¦     ¦///¦+++¦     ¦///¦