Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2008 - 2012 ГОДЫ

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Развитие конкурентной среды на потребительском рынке Республики Мордовия является одним из основных рыночных методов эффективного ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативно воздействовать на потребительский рынок и стимулирования производства и реализации необходимых потребителю товаров. Сегодня на потребительском рынке республики сохраняются стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары и высокий уровень товарной насыщенности рынка.

По состоянию на 1 января 2008 года в республике насчитывалось 3893 торговые точки, из них крупных (свыше 500 кв. м) - 28, или 7,25%, средних (от 100 до 500 кв. м) - 500, или 12,8%, мелких (до 100 кв. м) - 1958, или 50,2%. По данным Мордовиястат, в сфере торговли в 2007 г. было занято более 21,3 тыс. человек, что составляет 9,7% от общей среднесписочной численности работающих по всем видам экономической деятельности.

Общая площадь предприятий розничной торговли на территории Республики Мордовия 212,828 тыс. кв. м, из них на продовольственные магазины приходится 127,7 тыс. кв. м. Уровень обеспеченности торговыми площадями в расчете на 1000 жителей Республики Мордовия составляет 252 кв. м.

Большая часть розничной торговой сети представлена предприятиями с торговой площадью 300 - 500 кв. м. Крупные торговые объекты общей площадью свыше 1000 кв. м составляют менее 3% от общего количества магазинов.

Устойчивый позитивный характер сферы торговли республики определяется улучшением качества жизни, увеличением потребительской способности, связанной с ростом среднемесячной заработной платы и пенсий, повышением среднедушевых денежных доходов населения.

С 2000 г. происходит постоянное увеличение доходов населения республики. Однако средний размер доходов жителя Республики Мордовия в настоящее время в 2 раза ниже среднего дохода по Российской Федерации. Данное обстоятельство сдерживает рост платежеспособного спроса и способствует концентрации низкокачественных товаров.

В развитии потребительского рынка наблюдаются следующие положительные тенденции:

- рост числа предприятий;

- стабильный рост оборота розничной торговли;

- снижение доли продажи товаров на неорганизованных рынках;

- устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.

В 2007 г. общий объем оптовой и розничной торговли организаций всех видов экономической деятельности составил 14400,4 и 29178,8 млн. руб. соответственно (темп роста к 2006 г. соответственно равен 129 и 123%).

Оборот розничной и оптовой торговли на 85,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, которые по уровню обслуживания, эстетическому, техническому состоянию соответствуют современным требованиям организации торговли. Однако доля продаж на рынках составила в 2007 г. 15,7% и имеет устойчивую тенденцию к снижению (2006 г. - 16,9%, январь - май 2008 г. - 14,6%).

На современном этапе розничная торговля входит в число ведущих отраслей экономики, определяющих направление и результаты развития региона.

Потребительский рынок республики отличается также высокой долей частной собственности. Предприятия негосударственного сектора формируют 96,5% розничного товарооборота.

Население республики стабильно и бесперебойно обеспечивается необходимыми продовольственными и промышленными товарами. Полностью удовлетворяется растущий спрос на товары и услуги.

В структуре продаж за последние годы сохраняется тенденция превышения удельного веса непродовольственных товаров над продовольственными. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 46,7%. Продовольственных товаров населению в 2007 г. продано в сопоставимых ценах на 18% больше, чем в 2006 году.

Торговые предприятия приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров. Активно внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением методов самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методов обслуживания в соответствии с международными стандартами: продажа по предварительным заказам, с использованием дисконтных карт, предоставление услуг по доставке товаров на дом. Возрастает число покупателей, пользующихся услугами таких предприятий и предпочитающих свободный выбор товара традиционной торговле "через прилавок".

Активное развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных торговых сетевых структур как регионального уровня, так и известных сетевых операторов. Высокая конкурентная среда на продовольственном рынке способствует открытию на республиканском уровне супермаркетов, универсамов с современным дизайном и внедрением передовых технологий.

Решаются проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, развиваются предприятия торговли в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения.

Наряду с положительными тенденциями наблюдаются и отрицательные. Так, уровень конкуренции на продовольственном рынке основных продуктов питания характеризуется как высококонцентрированный. Для определения уровня концентрации и состояния на рынке используются следующие показатели: коэффициент концентрации (индекс F3) и индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Федеральная антимонопольная служба установила следующие показатели:

- если F3 менее 45%, то отрасль считается относительно слабоконцентрированной;

- если F3 от 45 до 70%, то уровень концентрации считается умеренным;

- если F3 более 70%, то уровень концентрации в отрасли признается очень сильным.

Расчеты коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана позволяют оценить состояние конкуренции на региональном мясном и молочном рынках как олигополистическое, так как индекс F3 более 70% (табл. 1, 2). Эффект объема производства выражается в превышении цены над предельными издержками, за счет чего продажа еще одной единицы товара по текущей цене увеличивает прибыль. Главной особенностью олигополистического рынка, где функционирует небольшая группа участников, является противоречие между стремлением фирм к сотрудничеству и интересами каждой из них.