Основными целями Программы являются:
- развитие свободной конкуренции в Республике Мордовия путем создания благоприятных условий, направленных на эффективное функционирование продовольственного рынка Республики Мордовия;
- повышение конкурентоспособности производимой продовольственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации перерабатывающих отраслей промышленности, а также путем ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- пресечение монополистической деятельности в сферах производства, распределения продукции и недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке республики;
- развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- развитие системы защиты прав потребителей и стимулирование платежеспособного спроса населения республики;
- развитие системы стабилизации потребительских цен на продовольственные товары в Республике Мордовия;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступности кредитных ресурсов на льготных условиях для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, предприятий перерабатывающей промышленности путем создания системы государственного информационного обеспечения, улучшения кадрового потенциала отрасли.
Динамика базовых показателей социально-экономического развития сельского хозяйства и торговли приведена в приложении 3 (на основе данных Министерства экономики Республики Мордовия). Условия достижения прогнозных показателей продовольственного рынка в 2008 - 2012 годах и определения конкурентной стратегии региона характеризуются следующим.
Состояние конкуренции в отраслях, определяющих рынок продовольствия в республике (сельское хозяйство, торговля, перерабатывающая промышленность и др.), обусловливается пятью факторами, влияющими на потенциал прибыли отрасли: а) потенциальные конкуренты; б) группы покупателей; в) товары-заменители; г) поставщики; д) конкуренция между существующими участниками отрасли. Программой предусмотрены мероприятия по развитию конкурентных сил продовольственного рынка, определяющих конкурентную стратегию региона - стратегию дифференциации. Данная стратегия для региона должна сосредоточиться на инновациях, новом дизайне, исследованиях и разработках, делая акцент на удовлетворении запросов потребителей и маркетинге.
Соперничество между действующими конкурентами, производителями одного и того же товара проявляется не столько на товарных и ресурсных рынках в силу их большой емкости, сколько в финансовой сфере на рынке инвестиций. Проведенный расчет уровня конкуренции производства и розничной торговли на основных рынках продовольствия выявил высококонцентрированный уровень рынка и состояние рынка - олигополия. Входные барьеры очень высоки, капитал диверсифицируется и охватывает производственную сферу, финансы и сферу услуг. Программой предусматривается переход к умеренно концентрированному рынку предприятий розничной торговли. Число участников олигополии будет расти, цена будет приближаться к предельным издержкам, а объем производимой продукции - к оптимальному уровню, наиболее эффективному на данной стадии развития. Степень угрозы на продовольственном рынке зависит от существующих барьеров вхождения в сочетании с реакцией конкурентов. В этих целях необходимо обобщать предложения ассоциаций торговых сетевых компаний и производителей социально значимых продуктов питания по совместным действиям, направленным на недопущение необоснованного роста цен на производимые и реализуемые продовольственные товары.
Появление конкурентов и товаров-заменителей ведет к обострению соперничества. Потенциальные конкуренты, входящие на рынок, несут новые производственные мощности, стремление завоевать долю рынка, а часто и значительные ресурсы. Увеличивающийся платежеспособный спрос населения и потребление биологически значимых продуктов питания способствует развитию конкуренции. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) увеличится с 59 кг в 2006 г. до 73 кг в 2012 году, молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - соответственно с 237 до 268 кг. Вследствие этого возможно проникновение на региональный рынок крупных отечественных компаний.
Отсутствие коммуникационных средств продвижения продукции, ограниченность ассортимента продукции местных товаропроизводителей, пригодной к доставке на дальние расстояния, делают входные барьеры на продовольственный рынок республики невысокими для крупных компаний. Последние наращивают объемы производства и теснят региональных конкурентов. В таких условиях республиканским производителям необходимо изучать складывающуюся конъюнктуру рынка, платежеспособность покупателей и их предпочтения. В связи с этим ставится задача поднять стандарты потребления на более высокий уровень путем предложения с помощью методов логистики высококачественной и экологически чистой продукции широкого ассортимента. Учитывая, что республика полностью обеспечивает себя продукцией животноводства, рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 г. увеличить вывоз мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) с 33% от объема производства до 48%, молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - с 38 до 54%.
В целях стимулирования торговли и развития инфраструктуры регионального рынка сетевым и перерабатывающим компаниям необходимо заключать договоры с сельскохозяйственными производителями о прямых поставках продукции. В этом случае сельхозпредприятия должны осуществлять глубокую переработку сырья на местах.
Основными условиями для развития конкуренции в 2008 - 2012 годах являются:
- развитие направлений, которые установлены приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса" и связаны с выделением средств на реализацию предусмотренных Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы;
- ускоренный переход сельскохозяйственных предприятий и предприятий переработки к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, базирующихся на применении более эффективных методов производства, стимулирования труда, оптимального использования ресурсов;
- повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности;
- формирование конкурентной среды в экономике региона Республики Мордовия с целью увеличения общего количества субъектов хозяйственной деятельности, доли производимых ими товаров, а также обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- осуществление общих социальных и экономических мер поддержки малообеспеченных слоев населения, так как рост потребительского спроса будет способствовать увеличению предложения со стороны производителей продовольственных товаров, спросу на них предприятий оптово-розничной торговли и, как следствие, развитию конкуренции в сфере торговли продовольственными товарами на региональном рынке.
Перечень индикаторов, характеризующих состояние конкуренции на продовольственном рынке Республики Мордовия:
- перечень основных видов социально значимых продовольственных товаров;
- структура продовольственного рынка;
- объем производства социально значимых видов продовольствия (молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов, хлеба), в том числе на душу населения;
- объем реализации социально значимых видов продовольствия (молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов, хлеба);