ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 марта 2010 года N 97-Р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2010 - 2015 ГОДЫ]

В целях осуществления единой государственной политики в сфере науки и инновационной деятельности Республики Мордовия:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2010 - 2015 годы (далее - Программа).

2. Определить Мининформнауки Республики Мордовия государственным заказчиком-координатором Программы.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 5265,5 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Мининформнауки Республики Мордовия в установленном порядке разработать проект Программы и внести его в Правительство Республики Мордовия.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия В.А.Нечаева.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ




Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 15 марта 2010 года N 97-Р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2010 - 2015 ГОДЫ

Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2010 - 2015 ГОДЫ ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Трансформация экономики страны от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития является одной из основных задач развития России на среднесрочную перспективу. Ключевым моментом данных изменений является повсеместное распространение инноваций, ускоренное развитие науки, технологий и высокотехнологичных производств.

Особое внимание при этом уделяется региональному инновационному развитию как наиболее эффективному варианту создания действенных инновационных кластеров и перспективных научно-технических проектов, обусловленного, в первую очередь, оперативностью регионального руководства в принятии управленческих решений в рамках региональных инновационных систем.

Очевидно, что для Республики Мордовия нет других способов достичь высоких темпов регионального социально-экономического роста, кроме привлечения имеющегося интеллектуального потенциала научных учреждений, высокотехнологичного производства, учебных заведений, малого и среднего бизнеса к развитию инновационной составляющей экономики региона.

Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года основной целью развития Республики Мордовия определяет повышение конкурентоспособности региона за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения.

Важнейшими направлениями развития экономики Республики Мордовия на сегодняшний день являются активизация инновационной деятельности предприятий, рост объемов производства, прежде всего, наукоемкой продукции, насыщение рынка современными конкурентоспособными товарами, повышение научно-технического потенциала предприятий, создание экспортоориентированных и импортозамещающих производств, укрепление материально-технической базы всех отраслей хозяйственного комплекса. Также проводится работа по формированию элементов инновационной инфраструктуры: построен бизнес-инкубатор для малого предпринимательства, сформирован венчурный фонд на принципах частно-государственного партнерства, создан гарантийный фонд поддержки малого бизнеса, принято решение Правительства Российской Федерации о создании в Республике Мордовия технопарка в сфере высоких технологий, создан ряд консалтинговых организаций.

Однако, несмотря на активизацию научно-инновационной деятельности, в республике по-прежнему наблюдается разрозненность субъектов инновационной деятельности, отсутствие эффективного взаимодействия участников инновационного процесса, низкая степень использования информационно-коммуникационных технологий при реализации инноваций, отсутствие или несогласованность элементов государственной системы поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности на региональном уровне.

В Республике Мордовия назрела объективная необходимость разработки и реализации Республиканской целевой программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2010 - 2015 годы (далее - Программа), в которой необходимо сформировать основные направления по развитию республиканской научно-инновационной сферы, координации деятельности ее элементов, созданию эффективных механизмов поддержки инновационной деятельности.

Основные направления научно-инновационного развития в регионе обозначены в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года и федеральной программе развития технопарков в сфере высоких технологий.

Создание технопарка обеспечит развитие в республике необходимых условий для реализации инновационного потенциала и коммерциализации научно-инновационных проектов российских и международных компаний в сфере оптических, электронных технологий и информатизации. В этой связи одной из приоритетных задач Программы становится обеспечение гармоничного сочетания развития федерального технопарка в сфере высоких технологий с приоритетами развития экономики Республики Мордовия.

Реализация Программы также должна обеспечить создание условий для достижения следующих приоритетных задач, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года:

1. Формирование в Республике Мордовия инновационно-технологического узла межрегионального электротехнического кластера.

2. Развитие базовых секторов специализации региона и формирование условий для появления новых секторов.

Совокупность данных задач позволяет определить цель Программы - создание эффективной региональной инновационной системы, обеспечивающей инновационную направленность развития экономики Республики Мордовия на основе комплексного подхода к управлению научно-инновационной деятельностью.

В этой связи представляется бесспорным соответствие решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Мордовия.

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Мордовия не обладает богатыми запасами природных ресурсов и значительно уступает многим регионам по развитию стратегических отраслей промышленности. В этой связи одной из основ успешного стратегического развития региона должно стать повышение эффективности использования современных наукоемких технологий, призванных сформировать потенциал перспективного роста отраслей экономики и, как следствие, положительную динамику уровня жизни населения Республики Мордовия.

Эффективное использование результатов научно-технической деятельности в реализуемых инновационных проектах зависит от многих факторов. Одним из основных является координация деятельности субъектов научно-технической и инновационной деятельности. На уровне регионов подобная задача решается посредством формирования региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие между всеми субъектами инновационной деятельности - научными и проектно-конструкторскими организациями, предприятиями реального сектора экономики, высшими учебными заведениями, инновационными компаниями, в том числе субъектами малого и среднего бизнеса.

В то же время создание региональной инновационной системы требует комплекса мероприятий, структурированных и взаимоувязанных по видам работ, срокам их выполнения, ресурсному обеспечению, составу исполнителей в соответствии с поставленными целями. Организация подобного комплекса возможна только с использованием программно-целевого метода, в данном случае посредством разработки республиканской целевой программы научно-инновационного развития на среднесрочную перспективу.

Реализация Программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2002 - 2006 годы подтверждает необходимость продолжения применения подобных методов управления инновационным развитием. Данная программа не показала высоких результатов в связи с недостаточностью финансирования (таблица 1) и противоречиями в системе управления.

Таблица 1


Объемы расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на инновационное развитие

 Исполнение плана финансирования

 Годы                  

 2002  

 2003  

 2004  

 2005  

 2006  

Запланировано, тыс. рублей       

10000,0

11200,0

12264,5

17526,9

13526,9

Исполнено, тыс. рублей           

 6860,2

 4380,5

12264,5

12364,2

18526,9

Выполнение, % к плану            

 68,6

 39,1

 100  

 89,1

 137  


Несмотря на некоторое сокращение масштабов распространения инновационной деятельности среди хозяйствующих субъектов республики, активизация инновационной деятельности благоприятно сказалась на интенсивности развития производства и потребления в Республике Мордовия.

В 2002 - 2004 годах в республике отмечалось нарастание инновационной активности предприятий на более высоком уровне. Так, если в 2002 году доля инновационно-активных предприятий составила только 8% обследованных предприятий, то к 2003 году - 10,2%. В затратах на технологические инновации стали преобладать затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, а в источниках их финансирования за счет сокращения доли собственных средств, ранее являвшихся основным источником, расти вложения из прочих источников.

Почти вдвое увеличилось число организаций, внедрявших значительно измененную или новую продукцию, создавших новые и расширивших традиционные рынки сбыта. Однако по-прежнему промышленные предприятия продолжали отдавать предпочтение продуктовым, а не процессным инновациям.

Для дальнейшего развития экономики Республики Мордовия в условиях отсутствия собственных природных сырьевых ресурсов решающее значение будут иметь динамика и результативность инновационных процессов в реальном секторе экономики, способствующих расширению конечного спроса, а также готовность производства реагировать на его увеличение.

Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА

Отсутствие программно-целевого метода в организации и развитии региональной инновационной системы Республики Мордовия с большей вероятностью приведет к следующей ситуации.

Разобщенная деятельность органов исполнительной власти по внедрению передовых инновационных разработок в подведомственных отраслях, направленных на повышение конкурентоспособности и экономической эффективности выпускаемой продукции, будет ставить перед научно-технической сферой региона разнонаправленные задачи, что скажется на общей эффективности их реализации. В итоге это приведет к увеличению импорта в регион технологий без развития собственной региональной научно-технической сферы.

Уже в среднесрочной перспективе отсутствие собственной региональной инновационной системы, способной как генерировать перспективные проекты, так и эффективно эксплуатировать ввезенные технологии, приведет к необходимости привлечения в республику квалифицированных кадров и инжиниринговых услуг по обслуживанию вводимой техники. Это потребует дополнительных расходов и, как следствие, повлияет на эффективность внедряемых проектов. Более того, отсутствие в регионе механизмов поддержки и развития инновационной деятельности снизит общую инвестиционную привлекательность республики по сравнению с другими территориями, на которых успешно функционируют инфраструктуры поддержки наукоемких технологий.

 Глава 4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

В качестве возможных вариантов решения обозначенной проблемы по обеспечению инновационной направленности развития экономики Республики Мордовия предлагаются следующие сценарии.

Первый сценарий - основное внимание уделяется строительству и организации деятельности технопарка в сфере высоких технологий в Республике Мордовия в ущерб развитию других элементов инновационной инфраструктуры региона. В итоге технопарк становится единственным организационным элементом научно-инновационного комплекса республики. Остальные объекты инновационной инфраструктуры (инженерно-конструкторские центры, испытательные лаборатории, система венчурного инвестирования и финансовой поддержки, маркетинговое, юридическое сопровождение проектов и т.д.) будут вынуждены поддерживаться за счет средств предприятий и организаций региона. Однако в данном случае последним будет тяжело выдерживать конкуренцию с технопарком в первую очередь по кадровому обеспечению и привлечению инвестиций, что в итоге скажется на технологическом отставании региональных организаций, потере их конкурентоспособности и создаст ситуацию неприемлемости региональными хозяйствующими субъектами инновационных проектов, разработанных в технопарке. Таким образом, региональная инновационная система фактически сформируется внутри технопарка и будет работать исключительно на нужды технопарка. В этом случае Республика Мордовия будет получать исключительно доход от налоговых и прочих платежей резидентов технопарка. Однако научно-инновационная сфера может потерять свою многонаправленность научно-технического поиска и будет полностью зависеть от эффективности работы технопарка.

Второй сценарий - осуществляется поддержка строительства и организации работы технопарка и поддержка инновационных проектов ведущих организаций базовых секторов экономики региона. Данный сценарий предполагает параллельное развитие научно-технической сферы по различным направлениям с целью максимального развития и последующей реализации инновационного потенциала предприятий республики. В этом случае велика вероятность обособления элементов научно-технической сферы по направлениям поддержки со стороны отраслевых органов исполнительной власти (сельское хозяйство, строительство, промышленность, социальная сфера и др.), а также внутри данных направлений (растениеводство, животноводство и перерабатывающая промышленность, машиностроение и электротехника и т.д.). При этом в регионе будет развиваться технопарк по отраслям высоких технологий, для которого также потребуется создание специфических элементов научно-технической сферы. В итоге это неминуемо приведет к возникновению конкуренции за ресурсное обеспечение, в первую очередь, за финансирование из регионального бюджета. Учитывая ограниченность бюджетных средств, параллельное развитие всех научно-инновационных проектов Республики Мордовия приведет к замедлению темпов их развития, что в долгосрочной перспективе негативным образом скажется на конкурентоспособности реализуемых инновационных проектов.

Третий сценарий - формирование региональной инновационной системы, призванной обеспечить совместное развитие технопарка и организаций базовых секторов экономики Республики Мордовия. Данный сценарий предполагает создание в рамках региональной целевой программы единой инновационной системы поддержки и реализации перспективных проектов с использованием потенциала строящегося технопарка. Использование программно-целевого метода позволит направить ограниченные бюджетные ресурсы на реализацию приоритетных мероприятий научно-инновационного развития и формирование эффективной региональной инновационной системы.

Глава 5. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СРОКИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Первый этап реализации Программы предполагает

создание нормативной и правовой основы функционирования региональной инновационной системы;

разработку перспективных направлений развития научно-технической и инновационной деятельности;

формирование необходимых организационных, финансовых, материальных и технологических условий данного развития.

Срок реализации первого этапа: 2010 - 2011 годы.

Второй этап реализации Программы предполагает:

продолжение формирования необходимых организационных, финансовых, материальных и технологических условий инновационного развития;

активизацию научно-инновационной деятельности организаций Республики Мордовия;

увеличение числа научных и инновационных проектов, результатов научных исследований и внедренных инноваций;

решение поставленных задач и достижение целей Программы.

Срок реализации второго этапа: 2012 - 2015 годы.

 Глава 6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫМ ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕЛЯМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОЦЕНИВАТЬ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ

Основной целью Программы является создание эффективной региональной инновационной системы, обеспечивающей инновационную направленность развития экономики Республики Мордовия.

Достижение основной цели предлагается осуществить посредством решения следующего комплекса стратегических целей и задач.

1. Построение эффективной подсистемы управления региональной инновационной системой Республики Мордовия.

Данная цель предусматривает решение ряда вопросов организации и государственного регулирования процесса функционирования региональной инновационной системы. В качестве задач, направленных на достижение указанной цели, выделяются следующие:

1.1. Разработка необходимой региональной нормативно-правовой базы, обеспечивающей взаимодействие участников инновационной деятельности в республике: научных организаций, предприятий промышленности, государственных и частных инвесторов, субъектов малого и среднего бизнеса, консалтинговых организаций. В частности, необходимо разграничение и определение роли органов исполнительной власти Республики Мордовия в деятельности инновационной системы, регламентация информационного обмена и организация взаимодействия различных органов власти при разработке научно-технических и инновационных проектов. Требуется на нормативной основе закрепить позиции научного сообщества и организаций инновационной инфраструктуры, определить компенсацию рисков инновационно активных промышленных предприятий и субъектов малого бизнеса, вопросы привлечения и закрепления научно-исследовательского персонала, а также подготовки квалифицированных кадров для инновационной деятельности в республике.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»