Консолидация усилий исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов и общественных объединений в вопросах борьбы с преступностью и профилактики правонарушений в течение последних 4 лет позволила сохранить уровень преступности в республике одним из самых низких в Приволжском федеральном округе. На 1 января 2010 г. снижение числа преступлений, совершенных в республике, составило 10,9% (с 10622 до 9463). По сравнению с показателями 2005 года, преступность в регионе сократилась вдвое (17063 преступления в 2005 году, 9463 преступления в 2009 году).
Количество совершенных убийств в период с 2005 по 2009 год сократилось наполовину (с 143 до 70; -51,0%). При этом ни одно убийство не носило характер заказного и не было связано с переделом сфер криминального влияния. Аналогичная ситуация и с другими тяжкими преступлениями против личности.
За истекший год более чем на треть (-33,3%) сократилось число грабежей (с 378 до 252), на четверть краж (-26,8%; с 3464 до 2537), на 16,7% разбойных нападений (с 66 до 55), почти на 40% поджогов (-39,3%; с 56 до 34), на 12,0% преступлений, совершенных с применением оружия (с 25 до 22), в том числе огнестрельного - в два раза (с 13 до 7; -46,2%).
Результатом проведения комплекса профилактических мероприятий стало сокращение на треть числа совершенных подростками преступлений (с 625 до 449; -28,2%). Уличная преступность также имеет стабильную динамику сокращения (-10,9%; с 1206 до 1075). В целом, все эти показатели вдвое ниже, чем в 2005 году.
Несколько лет подряд Республика Мордовия занимает, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, первые места по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений. За 2009 год раскрываемость возросла практически по всем видам преступных деяний. Раскрываемость стабильно выше среднероссийских и среднеокружных показателей по таким составам преступлений, как убийства (Республика Мордовия - 96,7%, Российская Федерация - 87,7%, Приволжский федеральный округ - 91,7%), умышленные причинения тяжкого вреда здоровью (Республика Мордовия - 97,5%, Российская Федерация - 82,8%, Приволжский федеральный округ - 88,8%), кражи (Республика Мордовия - 62,7%, Российская Федерация - 36,6%, Приволжский федеральный округ - 34,9%), разбойные нападения (Республика Мордовия - 86,9%, Российская Федерация - 65,5%, Приволжский федеральный округ - 73,0%).
На треть (-27,1%; с 2158 до 1573) снизился остаток нераскрытых преступлений. По сравнению с показателями 2005 года, число таких преступлений сократилось более чем в 4,5 раза (7238 преступлений в 2005 году, 1573 преступления в 2009 году).
Решение вопросов безопасности граждан, проживающих на территории республики, в первую очередь, зависит от результатов ликвидации наиболее опасных криминальных структур. Работа по ликвидации криминальных структур строится в рамках налаженной плановой поэтапной деятельности. Результатом стало то, что руководители преступных сообществ, действующих в регионе более 15 лет, арестованы. Всего к уголовной ответственности привлечено 219 (дела направлены в суд) участников организованных преступных формирований, из которых 133 осуждено на общий срок 553 года лишения свободы.
Всего с 2005 года выявлено 12 фактов бандитизма и 27 фактов организации преступного сообщества. Начиная с 2005 года, число разыскиваемых лиц динамично сокращается (311 в 2005 году, 270 в 2009 году).
С 2005 года по настоящее время из-под криминального контроля участников организованных преступных формирований выведено 103 объекта экономики республики (в 2007 году 7 объектов экономики, в 2008 году 74, в 2009 году 20).
По материалам уголовных дел, за последние 4 года из оборота организованных преступных формирований изъято имущества на общую сумму более 600 млн. рублей (в том числе денежных средств на общую сумму более 4 млн. рублей и 4 тыс. в иностранной валюте; 67 единиц автотранспорта общей стоимостью 42 млн. рублей). Наложен арест на недвижимость, принадлежащую участникам организованных преступных формирований, рыночной стоимостью более 860 млн. рублей. Всего же за указанный период пресечены каналы финансирования организованных преступных формирований на сумму свыше 2 млрд. рублей.
В целом, говоря о защищенности экономики нашего региона, необходимо отметить, что правоохранительными органами республики в 2009 году выявлено более 2,6 тыс. преступных посягательств экономической направленности. Материальный ущерб только по оконченным уголовным делам составил более 373 млн. рублей. Возмещено более 75,0% убытков (в 2008 году этот показатель не достигал 45%).
Вместе с тем недочеты и недоработки в деятельности исполнительных органов государственной власти по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений продолжают иметь место. Так, в 2009 году каждое десятое расследованное преступление было совершено в состоянии алкогольного опьянения (775 из 7715), на бытовой почве (770 из 7715). Каждый второй, совершивший преступление, ранее уже преступал закон (2427 из 5197). Причем почти 1,5 тысячи граждан ранее судимы за преступления, более 200 граждан находились под следствием.
Нельзя назвать благополучной ситуацию в миграционной сфере. На сегодняшний день на территории республики зарегистрировано более 11 тыс. иностранных граждан. При этом число преступлений, совершенных в отношении иностранцев, увеличилось с 7 до 11, на 16,7% больше преступлений совершено иностранцами на территории республики (в 2008 году 66, в 2009 году 77).
Размер причиненного ущерба по преступлениям экономической направленности с 2005 года вырос на треть (+30,8%; с 251,3 млн. рублей до 328,7 млн. рублей).
Необходимо решить комплекс задач по совершенствованию информационно-телекоммуникационного обеспечения правоохранительных органов региона. Так, МВД по Республике Мордовия принимает активное участие в реализации мероприятий по созданию системы комплексной безопасности "Дозор-Антитеррор", аналога системы "Безопасный город", которая продуктивно используются в обеспечении общественного порядка во многих субъектах Российской Федерации. Очевидно, что меры по созданию и внедрению всего комплекса современных технических комплексов контроля за оперативной обстановкой на улицах, в местах массового скопления граждан, на автодорогах позволят повысить оперативность и результативность реагирования на сообщения о происшествиях.
Особую актуальность решение этого вопроса принимает в связи с планированием и подготовкой празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Немаловажное значение имеют планируемые спортивные мероприятия, в том числе Кубок мира Международной ассоциации легкоатлетических федераций по спортивной ходьбе в 2012 году. Огромным достижением является и то, что Саранск включен в число городов для проведения игр чемпионата мира по футболу 2018 года.
Некоторые негативные тенденции определялись в первом квартале 2010 года. В 4 раза возросло количество преступлений, совершенных с использованием оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств (с 3 до 12; +300%), на 15,4% возросло количество разбойных нападений (с 13 до 15), в 5 раз увеличилось число совершаемых уголовно-наказуемых хулиганств (с 2 до 10; +400%), почти наполовину увеличилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления (с 612 до 854; +39,5%), каждое второе расследованное преступление совершено лицами, не имевшими постоянного источника дохода. Снизилось количество выявленных преступлений экономической направленности на 7,0% (с 941 до 875). Удельный вес раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений сократился с 89,2% до 84,6%. Возмещаемость ущерба по преступлениям экономической направленности составила 75,4% (в 2009 году 85,7%). Прогнозируя криминальную ситуацию в республике на 5-летний период, следует отметить, что размер причиненного ущерба по преступлениям экономической направленности к 2015 году может составить 509 млн. рублей.
Таким образом, криминогенная обстановка в республике имеет предпосылку к обострению. Невмешательство в вопросы борьбы с преступностью и профилактики правонарушений может оказать крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику, культуру, здоровье населения, другие составляющие политической, социально-экономической, духовной жизни общества.
Решение отмеченных проблем представляется возможным лишь с применением программно-целевого метода, так как отдельные мероприятия, направленные на усиление борьбы с преступностью и профилактики правонарушений, без соответствующей координации и межведомственного взаимодействия будут более финансово невыгодными, менее эффективными и, в конечном итоге, не позволят коренным образом повлиять на криминогенную ситуацию в регионе.
В настоящее время в Мордовии действует Республиканская комплексная программа по усилению борьбы с преступностью на 2006 - 2010 годы.
В первый год реализации Республиканской комплексной программы по усилению борьбы с преступностью на 2006 - 2010 годы удалось добиться достижения большей части показателей, которые были предусмотрены к завершению срока реализации всего комплекса мероприятий.
Вместе с тем основные цели Республиканской комплексной программы по усилению борьбы с преступностью на 2006 - 2010 годы - стабилизация оперативной обстановки в республике, обеспечение экономической безопасности, снижение доли тяжких и особо тяжких преступлений, повышение эффективности управленческой деятельности и ответственности за состояние правопорядка всех уровней исполнительной власти и всех звеньев правоохранительной системы, более полное задействование местного потенциала, формирование действенной системы профилактики правонарушений, создание условий для своевременного и наиболее полного возмещения причиненного государству ущерба - не достигнуты.
В связи с недофинансированием Республиканской комплексной программы по усилению борьбы с преступностью на 2006 - 2010 годы часть мероприятий осталась нереализованной. В республике до настоящего времени не открыто Бюро регистрации несчастных случаев при МВД по Республике Мордовия, не в полной мере оснащен центр управления нарядами УВД по г. Саранск, ОВД по муниципальным районам республики не обеспечены техническими станциями "живой сканер" для осуществления бескраскового дактилоскопирования лиц, представляющих оперативный интерес, в Главном управлении МЧС России по Республике Мордовия до настоящего времени не усовершенствованы автоматизированные рабочие места диспетчеров "01" для обеспечения качественного и оперативного приема, регистрации и обработки обращений граждан, не организована прямая связь с сельскими районами республики (для оперативного обмена информацией в целях минимизации ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций и террористических актов).