ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 февраля 2011 года N 103-Р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАБОТА" НА 2011 - 2013 ГОДЫ]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской программы "Забота" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).

2. Определить Минсоцзащиты Республики Мордовия государственным заказчиком-координатором Программы.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 166217,2 тыс. рублей.

4. Минсоцзащиты Республики Мордовия в установленном порядке разработать проект Программы и внести его в Правительство Республики Мордовия.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ




Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 21 февраля 2011 года N 103-Р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАБОТА" НА 2011 - 2013 ГОДЫ


Республиканская программа "Забота" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) разрабатывается во исполнение Перечня Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 октября 2010 г., а также в целях реализации федеральных законов от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки населения, проживающего в Республике Мордовия", постановления Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года N 479 "О порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации".

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Мордовия


Для населения Мордовии, как и для жителей целого ряда регионов России, характерно сокращение доли лиц моложе трудоспособного возраста и постепенное нарастание доли людей старше трудоспособного возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет): 1959 год - 12,7 процента, 1970 год - 16,2 процента, 1979 год - 18 процентов, 1989 год - 20,8 процента, 2000 год - 22,4 процента, 2009 год - 22,7 процента, 2010 год - 23,2 процента. В городах этот показатель достигает 20,7 процента, в сельской местности - 26,9 процента.

По данным переписи населения численность постоянного населения Республики Мордовия за 20 лет сократилась на 135,7 тыс. человек (по состоянию на 1 января 1989 г. население республики составляло 962,2 тыс. человек, на 1 января 2010 г. - 826,5 тыс. человек).

В силу возрастных и функциональных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны общества и государства.

У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют четыре - пять хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы. Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.

По состоянию на 1 января 2010 г. в Республике Мордовия проживали около 1 тыс. пенсионеров по возрасту, получающих пенсию ниже величины прожиточного минимума (3939 рублей), установленного Законом Республики Мордовия от 12 октября 2009 года N 68-З "О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Мордовия на 2010 год", что является предпосылкой к созданию сети социальных магазинов для обеспечение малоимущих граждан пожилого возраста продуктами первой необходимости по льготным ценам.

Социальное обслуживание в республике осуществляется через систему социальных служб, которые представлены специализированными учреждениями социального обслуживания.

На 1 января 2011 г. в Республике Мордовия функционируют 22 стационарных учреждения социального обслуживания на 2174 места, предоставляющих социальные услуги людям пожилого возраста и инвалидам, где проживают 1886 человек. Действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания в Республике Мордовия не удовлетворяет потребностям в данном виде социального обслуживания. На очереди в психоневрологические интернаты состоят около 60 человек.

Анализ состояния стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов показал, что более 30 процентов занимаемых ими зданий являются постройками, срок эксплуатации которых превышает 50 лет, не все полностью удовлетворяют современным требованиям безопасности проживания в них. Шесть учреждений социального обслуживания имеют низкую пожарную устойчивость, так как располагаются в деревянных строениях или в зданиях с деревянными перекрытиями.

Многие пожилые люди, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию, получают доступ к основным социальным услугам благодаря сети учреждений нестационарного типа. В настоящее время функционируют 24 государственных учреждения по социальной защите населения, в которых имеются отделения социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания для пенсионеров.

Одним из видов социальной защиты престарелых граждан является надомное обслуживание одиноких престарелых граждан и инвалидов.

В республике функционируют 65 отделений социальной помощи на дому, в которых обслуживаются 4178 человек, что составляет 50 человек на 10 тыс. населения республики.

За 20 лет службы надомного обслуживания доказали необходимость своего существования, завоевали признание населения, особенно тех, кто не может обходиться без посторонней помощи.

Расширению форм предоставления целенаправленной адресной социальной помощи населению способствует в значительной степени активное развитие служб срочной социальной помощи, которые предоставляют необходимую информацию, консультации, одежду, обувь, другие предметы первой необходимости, оказывают материальную и экстренную психологическую помощь. Наличие этих форм дает возможность оказать поддержку не только малоимущим гражданам (пенсионерам, одиноким), но и тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

За 2010 год в службы срочной социальной помощи обратились 188923 человека. Различную помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви, обеспечения топливом, консультаций получили 142983 человека.

Сложный процесс адаптации населения к новым социально-бытовым условиям порождает у людей чувство незащищенности и отрицательно сказывается на психологическом микроклимате. В связи с этим в ряде государственных учреждений по социальной защите населения муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск функционируют отделения дневного пребывания для пенсионеров, где пожилые люди могут разрешить возникшие психологические проблемы, получить консультацию юриста, медицинского работника, пообщаться друг с другом.

Наиболее активная часть пожилых граждан желает обучаться компьютерной грамотности и получать необходимую информацию через сеть Интернет. Решение этой задачи затруднено в связи с недостаточным оснащением учреждений социального обслуживания компьютерной техникой.

Тенденция старения населения при сокращении его общей численности наиболее ярко выражена в сельской местности. Имеются серьезные проблемы по предоставлению социальных услуг пожилым гражданам, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях. В этой ситуации актуальным является внедрение новой формы социального обслуживания по оказанию социальной помощи на мобильной основе. В настоящее время возникли определенные трудности в создании мобильных служб, поскольку имеющийся транспорт в государственных учреждениях социальной защиты населения полностью изношен и требует замены.

В последнее время к оказанию социальных услуг привлекаются подростки и студенты на добровольной основе, которые в течение летнего периода оказывают помощь престарелым гражданам в уборке помещений, обработке приусадебных участков, осуществлении косметического ремонта жилья.

Практика показывает, что у пожилых граждан появляются новые потребности в социальных услугах. С целью поиска и внедрения новых форм социального обслуживания, а также стимулирования труда для специалистов государственных учреждений социальной защиты организовываются конкурсы профессионального мастерства.

Реальные проблемы пожилых людей требуют формирования комплексного подхода, предусматривающего оказание пожилым людям адресной помощи и поддержки, введения новых форм и видов социального обслуживания, укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания, обеспечения доступности гражданам пожилого возраста культурных ценностей, получения квалифицированной своевременной медицинской помощи.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Учитывая, что в настоящее время существует устойчивая тенденция социально-демографического старения населения республики, увеличивается потребность лиц пожилого возраста в социальной поддержке, получении социально-медицинской помощи, введении новых форм и видов социального обслуживания.

Сфера социального обслуживания населения нуждается в структурной перестройке, направленной на увеличение объема услуг по адаптации и социальной интеграции граждан пожилого возраста, в реализации комплекса мер по обеспечению доступности, повышению качества и эффективности предоставляемых услуг.

Масштабность, сложность и многообразие проблем социальной поддержки граждан пожилого возраста свидетельствуют о необходимости и комплексного решения, предполагают разработку Программы, предусматривающей комплекс взаимоувязанных мероприятий по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.

Применение программно-целевого метода в решении проблемы позволит:

усилить правовую защиту граждан старшего поколения;

обеспечить комплексный подход в решении проблемных вопросов по предоставлению социальных услуг в соответствии со стандартами качества;

улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию адресной социальной помощи и услуг в трудных жизненных ситуациях;

обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям;

привлечь внимание общества к проблеме старения населения;

привлечь к работе в учреждениях социального обслуживания населения квалифицированных специалистов;

обеспечить доступность к получению квалифицированной медицинской, социальной и медико-социальной помощи путем создания мобильных бригад;

создать сеть социальных магазинов по продаже гражданам пожилого возраста по льготным ценам товаров первой необходимости;

обеспечить доступность пользования гражданами пожилого возраста спортивными, оздоровительными, рекреационными объектами.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


В республике ведется строительство Центра для инвалидов войны и труда на 120 мест в п. Ширингуши Зубово-Полянского муниципального района. Для завершения строительства необходимо 55,9 млн. рублей. Из-за отсутствия финансирования строительство приостановлено. Готовность объекта составляет 85 процентов.

Замораживание строительства объекта ведет к разрушению здания, коммуникационных систем. Кроме того, не решается проблема переселения пожилых граждан и инвалидов из учреждений с низкой степенью пожарной устойчивости.

На протяжении ряда лет сложилась очередность для приема на социальное обслуживание лиц, страдающих психическими заболеваниями, так как функционирующие учреждения психоневрологического профиля расположены в деревянных зданиях, срок эксплуатации которых превышает 50 лет, и не отвечают современным требованиям безопасности.

Невозможно в короткие сроки решить вопросы жизнеобеспечения граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Без использования программно-целевого метода и системного планирования действий сохраняется высокий уровень риска пожаров, нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждении.

Отсутствие региональной целевой программы будет означать отказ от создания целостной системы, позволяющей Республике Мордовия эффективно решать проблемы граждан пожилого возраста.

4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Реализация Программы рассчитана на 2011 - 2013 годы и не предусматривает выделения этапов реализации.

5. Предложения по цели и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы


Основной целью Программы является осуществление мер по улучшению положения граждан старшего поколения. Ее достижение обеспечивается через реализацию комплекса мероприятий, направленных на усиление правовой защиты, улучшение социального положения и повышение качества жизни пожилых людей, степени их адаптации в современных условиях, расширение социокультурных возможностей лиц пожилого возраста, содействие участию пожилых людей в деятельности общественных объединений, учреждений социальной сферы, продолжение образования в "третьем возрасте", поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера.

Принципиально новым является признание активной роли пожилых людей, интересы которых не ограничиваются удовлетворением своих потребностей, в социальном развитии.

В рамках Программы предусматривается решение следующих приоритетных задач:

поддержание социально приемлемого образа жизни с учетом специфики положения и дифференциации пожилых людей;

обеспечение правовой защиты пожилых людей в соответствии с действующим законодательством, правового просвещения;

расширение сети и совершенствование деятельности учреждений, предоставляющих пожилым людям и инвалидам комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг;

решение актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения и инвалидов;

предоставление адресной социальной помощи с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, доходов, жилищно-бытовых и других, условий;

обеспечение доступа пожилым людям к информации о принимаемых мерах по улучшению их правового и социального положения;

забота о здоровье пожилых людей, основанная на деятельности по профилактике и снижению заболеваемости.

При выполнении намеченных в Программе мероприятий предполагается увеличение продолжительности жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, создание условий для их активной и безопасной жизнедеятельности путем расширения сети стационарных учреждений социального обслуживания и укрепления их материально-технической базы.

Целевые показатели Программы приведены в таблице.

Таблица


Целевые показатели Программы

 Целевые показатели             

Данные

 по

итогам

 2009

 года

Оценка

(2010

 год)

 Планируемые

 значения   

2011

год

2012

год

2013

год

Количество мест в стационарных учреждениях

социального обслуживания                    

 2174

 2174

2174

2294

2294

Риск опасных условий проживания в

стационарных учреждениях социального

обслуживания, в %                           

 27

 27

 27

 0

 0

Численность граждан пожилого возраста,

получивших адресную помощь и поддержку, в

процентном отношении от общего количества

пенсионеров республики                      

 28

 29

 30

 35

 40

Создание школ для пожилых и пациентов

старших возрастных групп, шт.               

 2

 2

 8

 8

 8

Формирование выездных бригад специалистов с

целью проведения углубленного диспансерного

обследования, консультаций, ведения

стационара на дому для нетранспортабельных

граждан пожилого возраста, шт.              

 0

 0

 26

 26

 26

Привлечение пожилых граждан к участию в

культурно-массовых мероприятиях, чел.       

 500

 675

 810

1015

1200

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»