Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

Раздел 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА


Региональная система профессионального образования, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. К общесистемным проблемам развития республиканской системы профессионального образования относятся:

низкий престиж рабочих профессий, а точнее перекос в сторону высшего профессионального образования при большей востребованности на рынке труда специалистов с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием;

неприспособленность большинства учреждений профессионального образования к созданию условий для получения профессионального образования старшеклассниками, а также студентами старших курсов и выпускниками учреждений высшего профессионального образования;

невысокое качество образовательных услуг и уровня подготовки руководящего и инженерно-педагогического состава;

отсутствие системы независимой оценки качества подготовки выпускников;

слабая связь профессионального образования с производством, выражающаяся как в недостаточном соответствии структуры специальностей потребностям региональной экономики, так и в слабом стремлении работодателей поддерживать профильные образовательные учреждения, развивать с ними партнерские отношения;

устаревшая или медленно обновляющаяся материально-техническая база учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

неполное обеспечение условий для получения профессии или специальности, проживания и социальной защиты детям-сиротам, выпускникам коррекционных школ и другим категориям молодежи, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

медленное внедрение эффективных экономических механизмов воздействия на развитие республиканской сети учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

пассивность общественно-профессионального сообщества, работодателей в управлении республиканской системой профессионального образования, развитии способов социального партнерства и сотрудничества.

В современных условиях повышения требований к качеству подготовки специалистов, их востребованности на рынке труда и состоянию системы профессионального образования в республике определены следующие приоритеты развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования на 2011 - 2015 годы:

проведение оптимизации образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования с учетом сокращения численности обучающихся и студентов, повышения эффективности расходования средств на модернизацию материально-технической базы и обеспечение подготовки;

приведение содержания обучения и структуры специальностей профессионального образования в соответствие с потребностями республиканского рынка труда и запросами современного молодого человека;

повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

создание и развитие системы оценки качества профессионального образования;

развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования;

совершенствование экономических отношений и системы управления профессиональным образованием;

получение профессий молодежью из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других категорий молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

этнокультурное развитие мордовской диаспоры в России, укрепление ее связей с Республикой Мордовия;

обеспечение консолидации различных слоев населения, согласия и взаимопонимания между представителями различных концессий и общества в системе координат политического, гражданско-правового, социально-экономического, интеллектуального и культурного развития Мордовии.

Многонациональный состав населения Республики Мордовия предполагает существование в рамках ее образовательной системы целого комплекса специфических национальных проблем образования от определения и обеспечения языка обучения до реализации целей воспитания на этнической, культурной основе.

Вышеуказанные направления целесообразно развивать в рамках Программы, предполагающей межведомственное взаимодействие и использование программно-целевого метода. Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, финансово-экономических механизмах деятельности.