Из трех возможных вариантов решения проблем республиканской системы профессионального образования, таких как: государственный планово-нормативный метод, проектно-целевой метод, программно-целевой метод, - последний обладает очевидными преимуществами, делающими актуальным его применение для решения проблем профессионального образования:
индикативный характер Программы. Сроки реализации Программы находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой "индикаторы успешности" реализации Программы;
системный характер цели и задач Программы по решению сложных комплексных проблем профессионального образования;
обеспечение единства методологических подходов к решению проблем профессионального образования на всем образовательном пространстве;
способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения ключевых проблем профессионального образования;
возможность обеспечения общественного и административного контроля при формировании цели и задач программного развития и использовании ресурсного обеспечения.
Несмотря на явные преимущества программно-целевого метода, его использование для решения проблем сферы профессионального образования связано с рядом внешних и внутренних рисков.
Одним из внешних рисков является риск сокращения бюджетного финансирования, выделенного на выполнение Программы, что отрицательно повлияет на социально-экономическую ситуацию в республике.
В этом случае может возникнуть необходимость реструктуризации Программы по ходу ее реализации. Не исключается осуществление пересмотра поставленных стратегических задач Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.
К рискам программно-целевого метода следует также отнести риск снижения темпов развития профессионального образования, при этом:
может усугубиться проблема морального и физического старения материально-технических и нормативных правовых ресурсов республиканской системы профессионального образования;
не будет создана система непрерывного образования, а предыдущие усилия по ее созданию во многом окажутся напрасными.
При использовании программно-целевого метода для решения проблем сферы профессионального образования могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении Программой и отсутствием должной координации действий участников реализации Программы.
Последствиями недостаточной координации могут стать:
отсутствие единого понимания участниками Программы ее целей и задач, а также своей роли в выполнении Программы;
необъективное распределение ресурсов Программы и нерациональное, неэффективное их использование.
При применении программно-целевого метода могут также возникнуть риски снижения эффективности результатов Программы связанные:
с отсутствием должного внимания к результатам хода реализации Программы;
с необходимостью внесения тех или иных изменений или уточнений в Программу в ходе ее реализации. При этом неверные или ошибочные управленческие решения могут привести к дезорганизации отношений и взаимодействия между участниками Программы;
с изменениями в действующем законодательстве Российской Федерации и Республики Мордовия в случае, если они влекут за собой существенные изменения в структуре и содержании Программы, организации ее финансирования и выполнения.
Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом будет предпринят ряд мер, включая такие как:
постоянный мониторинг хода реализации мероприятий Программы, выполнения Программы в целом;
широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;
публичность годовых и промежуточных отчетов о ходе реализации Программы.