Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

Раздел 4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНОГО РОДА ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ


Из трех возможных вариантов решения проблем республиканской системы профессионального образования, таких как: государственный планово-нормативный метод, проектно-целевой метод, программно-целевой метод, - последний обладает очевидными преимуществами, делающими актуальным его применение для решения проблем профессионального образования:

индикативный характер Программы. Сроки реализации Программы находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой "индикаторы успешности" реализации Программы;

системный характер цели и задач Программы по решению сложных комплексных проблем профессионального образования;

обеспечение единства методологических подходов к решению проблем профессионального образования на всем образовательном пространстве;

способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения ключевых проблем профессионального образования;

возможность обеспечения общественного и административного контроля при формировании цели и задач программного развития и использовании ресурсного обеспечения.

Несмотря на явные преимущества программно-целевого метода, его использование для решения проблем сферы профессионального образования связано с рядом внешних и внутренних рисков.

Одним из внешних рисков является риск сокращения бюджетного финансирования, выделенного на выполнение Программы, что отрицательно повлияет на социально-экономическую ситуацию в республике.

В этом случае может возникнуть необходимость реструктуризации Программы по ходу ее реализации. Не исключается осуществление пересмотра поставленных стратегических задач Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.

К рискам программно-целевого метода следует также отнести риск снижения темпов развития профессионального образования, при этом:

может усугубиться проблема морального и физического старения материально-технических и нормативных правовых ресурсов республиканской системы профессионального образования;

не будет создана система непрерывного образования, а предыдущие усилия по ее созданию во многом окажутся напрасными.

При использовании программно-целевого метода для решения проблем сферы профессионального образования могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении Программой и отсутствием должной координации действий участников реализации Программы.

Последствиями недостаточной координации могут стать:

отсутствие единого понимания участниками Программы ее целей и задач, а также своей роли в выполнении Программы;

необъективное распределение ресурсов Программы и нерациональное, неэффективное их использование.

При применении программно-целевого метода могут также возникнуть риски снижения эффективности результатов Программы связанные:

с отсутствием должного внимания к результатам хода реализации Программы;

с необходимостью внесения тех или иных изменений или уточнений в Программу в ходе ее реализации. При этом неверные или ошибочные управленческие решения могут привести к дезорганизации отношений и взаимодействия между участниками Программы;

с изменениями в действующем законодательстве Российской Федерации и Республики Мордовия в случае, если они влекут за собой существенные изменения в структуре и содержании Программы, организации ее финансирования и выполнения.

Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом будет предпринят ряд мер, включая такие как:

постоянный мониторинг хода реализации мероприятий Программы, выполнения Программы в целом;

широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;

публичность годовых и промежуточных отчетов о ходе реализации Программы.