РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 марта 2011 года N 131-Р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы развития профессионального образования в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Определить Минобразование Республики Мордовия государственным заказчиком Программы.
3. Установить, что предельный объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 462,4252 млн. рублей.
4. Минобразованию Республики Мордовия в установленном порядке разработать проект Программы и внести его в Правительство Республики Мордовия.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С.Сезганова.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", основной целью развития региона является повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и качества жизни населения.
Система профессионального образования республики должна аккумулировать в себе самые современные знания и технологии, чтобы стать базой для развития инновационной деятельности региона. При этом развитие профессионального образования должно идти сразу в нескольких приоритетных направлениях: доступность качественного образования населению республики, непрерывность профессионального образования на протяжении всей жизни человека, соответствие содержания и качества профессионального образования требованиям регионального рынка труда, развитие всей системы профессионального образования во взаимодействии с работодателями, производством и научным сообществом.
Система профессионального образования Республики Мордовия за последние годы достигла определенных положительных результатов по целому ряду системообразующих направлений.
Основной целью Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы являлось обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании на фоне растущих темпов инновационного развития. Благодаря реализации данной программы достигнуты следующие результаты:
90% поступивших в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования приняты в учебные заведения по результатам Единого государственного экзамена;
100% учреждений профессионального образования имеют доступ к сети Интернет и внедряют в учебный процесс новые образовательные технологии;
45% учреждений среднего профессионального образования внедряют модель многопрофильного двухуровневого учреждения с переходом на обучение по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования;
97,4% выпускников начального профессионального и среднего профессионального образования трудоустраиваются в течение одного года после выпуска;
5 учреждений профессионального образования участвуют в деятельности образовательно-производственных комплексов;
100% учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования связаны с потенциальными работодателями договорами социального партнерства и сотрудничества.
В настоящее время в Республике Мордовия проведена работа по оптимизации сети образовательных учреждений:
проведено укрупнение десяти учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования путем присоединения к ним малочисленных профессиональных училищ;
9 учреждений начального профессионального образования переведены в статус техникумов;
одно училище ликвидировано по причине отсутствия контингента обучающихся.
Большую роль в модернизации республиканского образования играет приоритетный национальный проект "Образование". Благодаря его реализации в республике:
создана конкурентная среда среди учреждений профессионального образования;
укреплена и модернизирована учебно-материальная база ряда учреждений профессионального образования;
сформирован круг лидеров в области образования;
положено начало формированию гражданского участия в управлении образованием.
За период 2007 - 2009 годов 4 учреждения профессионального образования республики стали победителями конкурсного отбора по направлению "Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы" приоритетного национального проекта "Образование".
За весь период участия в приоритетном национальном проекте "Образование" образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования были привлечены средства на общую сумму почти 230 млн. руб., 110 млн. руб. из которых - средства федерального бюджета, 95,5 млн. руб. - средства республиканского бюджета Республики Мордовия, 22 млн. руб. - средства работодателей, 1,3 млн. руб. - собственные средства образовательных учреждений.
Реализация Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы в области развития профессионального образования и мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" позволила республиканской системе профессионального образования продвинуться в решении следующих проблем:
расширение самостоятельности учреждений профессионального образования путем увеличения возможностей для привлечения внебюджетных средств на развитие учреждений;
повышение доходов преподавателей за счет введения новой системы оплаты труда работников образования;
совершенствование механизмов управления образованием и образовательных учреждений;
расширение общественной составляющей в управлении профессиональным образованием.
В качестве приоритетных на ближайшие годы ставятся следующие задачи:
формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных республиканских рынков труда;
повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на республиканском рынке труда;
модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;
внедрение новых финансово-экономических механизмов в республиканскую систему профессионального образования;
развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования;
ресурсное обеспечение учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
мониторинг развития республиканской системы профессионального образования.
На решение этих задач будет сориентирована Программа.
Реализация Программы развития образования до 2000 года, Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы позволила улучшить содержание и качество профессионального образования республики, однако в отрасли сохраняется целый ряд проблем. Их многообразие и взаимосвязанность обуславливают целесообразность решения проблем республиканского образования программно-целевым методом, предполагающим сочетание целевого, программного, системного, структурного, функционального и комплексного подходов.
Метод целевых программ при решении проблем профессионального образования предусматривает создание и использование финансовых и организационных механизмов реализации Программы, а также контроль за промежуточными и конечными результатами ее выполнения.
Мероприятия Программы будут реализованы в ходе взаимодействия исполнительных органов государственной власти республики, образовательных и научных учреждений и организаций.
Региональная система профессионального образования, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. К общесистемным проблемам развития республиканской системы профессионального образования относятся:
низкий престиж рабочих профессий, а точнее перекос в сторону высшего профессионального образования при большей востребованности на рынке труда специалистов с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием;
неприспособленность большинства учреждений профессионального образования к созданию условий для получения профессионального образования старшеклассниками, а также студентами старших курсов и выпускниками учреждений высшего профессионального образования;
невысокое качество образовательных услуг и уровня подготовки руководящего и инженерно-педагогического состава;
отсутствие системы независимой оценки качества подготовки выпускников;
слабая связь профессионального образования с производством, выражающаяся как в недостаточном соответствии структуры специальностей потребностям региональной экономики, так и в слабом стремлении работодателей поддерживать профильные образовательные учреждения, развивать с ними партнерские отношения;
устаревшая или медленно обновляющаяся материально-техническая база учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
неполное обеспечение условий для получения профессии или специальности, проживания и социальной защиты детям-сиротам, выпускникам коррекционных школ и другим категориям молодежи, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
медленное внедрение эффективных экономических механизмов воздействия на развитие республиканской сети учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
пассивность общественно-профессионального сообщества, работодателей в управлении республиканской системой профессионального образования, развитии способов социального партнерства и сотрудничества.
В современных условиях повышения требований к качеству подготовки специалистов, их востребованности на рынке труда и состоянию системы профессионального образования в республике определены следующие приоритеты развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования на 2011 - 2015 годы:
проведение оптимизации образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования с учетом сокращения численности обучающихся и студентов, повышения эффективности расходования средств на модернизацию материально-технической базы и обеспечение подготовки;
приведение содержания обучения и структуры специальностей профессионального образования в соответствие с потребностями республиканского рынка труда и запросами современного молодого человека;
повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;
создание и развитие системы оценки качества профессионального образования;
развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования;
совершенствование экономических отношений и системы управления профессиональным образованием;
получение профессий молодежью из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других категорий молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
этнокультурное развитие мордовской диаспоры в России, укрепление ее связей с Республикой Мордовия;
обеспечение консолидации различных слоев населения, согласия и взаимопонимания между представителями различных концессий и общества в системе координат политического, гражданско-правового, социально-экономического, интеллектуального и культурного развития Мордовии.
Многонациональный состав населения Республики Мордовия предполагает существование в рамках ее образовательной системы целого комплекса специфических национальных проблем образования от определения и обеспечения языка обучения до реализации целей воспитания на этнической, культурной основе.
Вышеуказанные направления целесообразно развивать в рамках Программы, предполагающей межведомственное взаимодействие и использование программно-целевого метода. Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, финансово-экономических механизмах деятельности.
Из трех возможных вариантов решения проблем республиканской системы профессионального образования, таких как: государственный планово-нормативный метод, проектно-целевой метод, программно-целевой метод, - последний обладает очевидными преимуществами, делающими актуальным его применение для решения проблем профессионального образования:
индикативный характер Программы. Сроки реализации Программы находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой "индикаторы успешности" реализации Программы;
системный характер цели и задач Программы по решению сложных комплексных проблем профессионального образования;
обеспечение единства методологических подходов к решению проблем профессионального образования на всем образовательном пространстве;
способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения ключевых проблем профессионального образования;
возможность обеспечения общественного и административного контроля при формировании цели и задач программного развития и использовании ресурсного обеспечения.