ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 марта 2011 года N 131-Р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы развития профессионального образования в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).

2. Определить Минобразование Республики Мордовия государственным заказчиком Программы.

3. Установить, что предельный объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 462,4252 млн. рублей.

4. Минобразованию Республики Мордовия в установленном порядке разработать проект Программы и внести его в Правительство Республики Мордовия.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С.Сезганова.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ




Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 14 марта 2011 года N 131-Р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

     

Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА) ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", основной целью развития региона является повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и качества жизни населения.

Система профессионального образования республики должна аккумулировать в себе самые современные знания и технологии, чтобы стать базой для развития инновационной деятельности региона. При этом развитие профессионального образования должно идти сразу в нескольких приоритетных направлениях: доступность качественного образования населению республики, непрерывность профессионального образования на протяжении всей жизни человека, соответствие содержания и качества профессионального образования требованиям регионального рынка труда, развитие всей системы профессионального образования во взаимодействии с работодателями, производством и научным сообществом.

Система профессионального образования Республики Мордовия за последние годы достигла определенных положительных результатов по целому ряду системообразующих направлений.

Основной целью Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы являлось обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании на фоне растущих темпов инновационного развития. Благодаря реализации данной программы достигнуты следующие результаты:

90% поступивших в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования приняты в учебные заведения по результатам Единого государственного экзамена;

100% учреждений профессионального образования имеют доступ к сети Интернет и внедряют в учебный процесс новые образовательные технологии;

45% учреждений среднего профессионального образования внедряют модель многопрофильного двухуровневого учреждения с переходом на обучение по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования;

97,4% выпускников начального профессионального и среднего профессионального образования трудоустраиваются в течение одного года после выпуска;

5 учреждений профессионального образования участвуют в деятельности образовательно-производственных комплексов;

100% учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования связаны с потенциальными работодателями договорами социального партнерства и сотрудничества.

В настоящее время в Республике Мордовия проведена работа по оптимизации сети образовательных учреждений:

проведено укрупнение десяти учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования путем присоединения к ним малочисленных профессиональных училищ;

9 учреждений начального профессионального образования переведены в статус техникумов;

одно училище ликвидировано по причине отсутствия контингента обучающихся.

Большую роль в модернизации республиканского образования играет приоритетный национальный проект "Образование". Благодаря его реализации в республике:

создана конкурентная среда среди учреждений профессионального образования;

укреплена и модернизирована учебно-материальная база ряда учреждений профессионального образования;

сформирован круг лидеров в области образования;

положено начало формированию гражданского участия в управлении образованием.

За период 2007 - 2009 годов 4 учреждения профессионального образования республики стали победителями конкурсного отбора по направлению "Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы" приоритетного национального проекта "Образование".

За весь период участия в приоритетном национальном проекте "Образование" образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования были привлечены средства на общую сумму почти 230 млн. руб., 110 млн. руб. из которых - средства федерального бюджета, 95,5 млн. руб. - средства республиканского бюджета Республики Мордовия, 22 млн. руб. - средства работодателей, 1,3 млн. руб. - собственные средства образовательных учреждений.

Реализация Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы в области развития профессионального образования и мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" позволила республиканской системе профессионального образования продвинуться в решении следующих проблем:

расширение самостоятельности учреждений профессионального образования путем увеличения возможностей для привлечения внебюджетных средств на развитие учреждений;

повышение доходов преподавателей за счет введения новой системы оплаты труда работников образования;

совершенствование механизмов управления образованием и образовательных учреждений;

расширение общественной составляющей в управлении профессиональным образованием.

В качестве приоритетных на ближайшие годы ставятся следующие задачи:

формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных республиканских рынков труда;

повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на республиканском рынке труда;

модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;

внедрение новых финансово-экономических механизмов в республиканскую систему профессионального образования;

развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования;

ресурсное обеспечение учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

мониторинг развития республиканской системы профессионального образования.

На решение этих задач будет сориентирована Программа.

Раздел 2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Реализация Программы развития образования до 2000 года, Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы позволила улучшить содержание и качество профессионального образования республики, однако в отрасли сохраняется целый ряд проблем. Их многообразие и взаимосвязанность обуславливают целесообразность решения проблем республиканского образования программно-целевым методом, предполагающим сочетание целевого, программного, системного, структурного, функционального и комплексного подходов.

Метод целевых программ при решении проблем профессионального образования предусматривает создание и использование финансовых и организационных механизмов реализации Программы, а также контроль за промежуточными и конечными результатами ее выполнения.

Мероприятия Программы будут реализованы в ходе взаимодействия исполнительных органов государственной власти республики, образовательных и научных учреждений и организаций.

Раздел 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА


Региональная система профессионального образования, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. К общесистемным проблемам развития республиканской системы профессионального образования относятся:

низкий престиж рабочих профессий, а точнее перекос в сторону высшего профессионального образования при большей востребованности на рынке труда специалистов с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием;

неприспособленность большинства учреждений профессионального образования к созданию условий для получения профессионального образования старшеклассниками, а также студентами старших курсов и выпускниками учреждений высшего профессионального образования;

невысокое качество образовательных услуг и уровня подготовки руководящего и инженерно-педагогического состава;

отсутствие системы независимой оценки качества подготовки выпускников;

слабая связь профессионального образования с производством, выражающаяся как в недостаточном соответствии структуры специальностей потребностям региональной экономики, так и в слабом стремлении работодателей поддерживать профильные образовательные учреждения, развивать с ними партнерские отношения;

устаревшая или медленно обновляющаяся материально-техническая база учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

неполное обеспечение условий для получения профессии или специальности, проживания и социальной защиты детям-сиротам, выпускникам коррекционных школ и другим категориям молодежи, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

медленное внедрение эффективных экономических механизмов воздействия на развитие республиканской сети учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

пассивность общественно-профессионального сообщества, работодателей в управлении республиканской системой профессионального образования, развитии способов социального партнерства и сотрудничества.

В современных условиях повышения требований к качеству подготовки специалистов, их востребованности на рынке труда и состоянию системы профессионального образования в республике определены следующие приоритеты развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования на 2011 - 2015 годы:

проведение оптимизации образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования с учетом сокращения численности обучающихся и студентов, повышения эффективности расходования средств на модернизацию материально-технической базы и обеспечение подготовки;

приведение содержания обучения и структуры специальностей профессионального образования в соответствие с потребностями республиканского рынка труда и запросами современного молодого человека;

повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

создание и развитие системы оценки качества профессионального образования;

развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования;

совершенствование экономических отношений и системы управления профессиональным образованием;

получение профессий молодежью из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других категорий молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

этнокультурное развитие мордовской диаспоры в России, укрепление ее связей с Республикой Мордовия;

обеспечение консолидации различных слоев населения, согласия и взаимопонимания между представителями различных концессий и общества в системе координат политического, гражданско-правового, социально-экономического, интеллектуального и культурного развития Мордовии.

Многонациональный состав населения Республики Мордовия предполагает существование в рамках ее образовательной системы целого комплекса специфических национальных проблем образования от определения и обеспечения языка обучения до реализации целей воспитания на этнической, культурной основе.

Вышеуказанные направления целесообразно развивать в рамках Программы, предполагающей межведомственное взаимодействие и использование программно-целевого метода. Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, финансово-экономических механизмах деятельности.

Раздел 4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНОГО РОДА ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ


Из трех возможных вариантов решения проблем республиканской системы профессионального образования, таких как: государственный планово-нормативный метод, проектно-целевой метод, программно-целевой метод, - последний обладает очевидными преимуществами, делающими актуальным его применение для решения проблем профессионального образования:

индикативный характер Программы. Сроки реализации Программы находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой "индикаторы успешности" реализации Программы;

системный характер цели и задач Программы по решению сложных комплексных проблем профессионального образования;

обеспечение единства методологических подходов к решению проблем профессионального образования на всем образовательном пространстве;

способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения ключевых проблем профессионального образования;

возможность обеспечения общественного и административного контроля при формировании цели и задач программного развития и использовании ресурсного обеспечения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»