КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ ДО 2015 ГОДА"
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и цели Республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Мордовия до 2015 года" (далее - Программа) приоритетным задачам социально-экономического развития республики
В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач при обеспечении безопасности республики становится повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз.
Существо проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создать необходимые условия для устойчивого развития республики.
В период с 2007 по 2010 год решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в рамках Республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Мордовия до 2010 года".
В ходе реализации Республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Мордовия до 2010 года", несмотря на то, что ее финансирование за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составило 4,6% запланированных финансовых средств, был получен положительный опыт решения проблемы безопасности программно-целевым методом.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения безопасности.
Как показывает опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, эффективность действий населения по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и защите от поражающих факторов источников опасности недостаточно высока.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
С учетом уровня угрозы для безопасного развития республики эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов.
В системе действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций имеются меры и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений (например, предупреждение населения и его отселение из опасной зоны с последующим восстановлением объектов или возведением их на новом месте).
Для повышения у населения уровня подготовленности, сознательности и убежденности в необходимости и важности правильных действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уверенности в эффективности применяемых средств и методов внедрения норм безопасного поведения в окружающей обстановке, а также для оперативного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях с учетом постоянного увеличения потока информации о различных опасностях необходимо использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии.
Эти технологии должны позволять оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания, а также вне зависимости от места их нахождения.
Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевого метода.
Снижение рисков чрезвычайных ситуаций всех типов и масштабов и их негативных последствий будет обеспечено путем реализации следующих основных направлений Программы:
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории республики;
совершенствование республиканской системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
реализация практических мер по повышению безопасности населения;
развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий, ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие инфраструктуры информационного обеспечения;
развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
развитие и совершенствование единой дежурно-диспетчерской службы Республики Мордовия;
создание территориальной подсистемы Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в Республике Мордовия.
3. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Основными недостатками и издержками подхода к снижению рисков чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности жизнедеятельности без использования программно-целевого метода являются:
невозможность определения информирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение поставленной проблемы как в Российской Федерации, так и в Республике Мордовия;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при оформлении состава мероприятий, направленных на снижение рисков чрезвычайных ситуаций и смягчение их социально-экономических последствий;
отсутствие эффективных механизмов координации комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, и последовательности их реализации;