Недействующий

 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ

от 24 февраля 2012 года N 29-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ (АЧС) НА ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минсельхозпрода Республики Мордовия от 23.07.2024 N 360-П.
____________________________________________________________________

Во исполнение мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа).

2. Разместить Программу на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.

3. Направить настоящий приказ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия для включения его в федеральный регистр нормативно-правовых актов Республики Мордовия.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра - начальника отдела развития отраслей животноводства и племенного дела Н.А.Давыдова.

Заместитель Председателя
Правительства - Министр сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
В.Н.СИДОРОВ




Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
от 24 февраля 2012 года N 29-П

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ (АЧС) НА ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"


      Паспорт

Наименование субъекта

бюджетного планирования

(главного распорядителя

средств федерального

бюджета)               

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Республики Мордовия                              

Наименование программы

Предотвращение заноса и распространения

африканской чумы свиней (АЧС) на территорию

Республики Мордовия на 2012 - 2014 годы          

Должностное лицо,

утвердившее программу,

(дата утверждения) или

наименование и номер

соответствующего

нормативного акта      

Заместитель Председателя Правительства - Министр

сельского хозяйства и продовольствия Республики

Мордовия, приказ от "24" февраля 2012 г. N 29-П  

Основание для

разработки Программы   

Государственная программа развития сельского

хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и

продовольствия на 2008 - 2012 годы, утверждена

постановлением Правительства Российской Федерации
от 14 июля 2007 г. N 446.                        

Государственный

заказчик программы     

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Республики Мордовия                              

Разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Республики Мордовия; Республиканская ветеринарная

служба Республики Мордовия                       

Участники программы    

Сельхозтоваропроизводители Республики Мордовия   

Цели программы         

Целями Программы являются:

 реализация комплекса мероприятий по

предупреждению заноса и распространения

африканской чумы свиней (АЧС) на территорию

Республики Мордовия;

 повышение конкурентоспособности сельского

хозяйства в Республике Мордовия;

 минимизация рисков потери доходности отрасли

свиноводства под воздействием эпизоотических

рисков от вируса АЧС;

 обеспечение ветеринарного благополучия

Республики Мордовия;

 утилизация и уничтожение биологических отходов;

 использование биологических отходов для

производства кормов.                             

Основные задачи

Программы              

Основные задачи:

 профилактика заноса и распространения

африканской чумы свиней на территорию Республики

Мордовия;

 осуществление противоэпизоотических мероприятий

в отношении карантинных и особо опасных болезней

животных, в том числе вируса АЧС;

 снижение поголовья свиней в мелкотоварных

сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских

(фермерских) хозяйствах, подсобных

сельскохозяйственных предприятиях промышленных

предприятий и личных подсобных хозяйствах

граждан;

 стимулирование разведения альтернативных

свиноводству видов сельскохозяйственных животных

в сельхозпредприятиях, крестьянских (фермерских)

хозяйствах и личных подсобных хозяйствах

населения;

 своевременный сбор и утилизация биологических

отходов;

 использование новейших научно-технологических

достижений в целях реализации малоотходных и

безотходных технологий, применение современных

технологий переработки биологических отходов;

 комплексная переработка материально-сырьевых

ресурсов в целях уменьшения количества отходов,

обеспечение высококачественными кормами

птицеводческих комплексов.                       

Целевые индикаторы и

показатели Программы   

Основные целевые индикаторы и показатели:

 прирост производства свинины на действующих

свинокомплексах сельхозпредприятий на 16,6 тыс.

тонн;

 обеспечение утилизации биологических отходов в

объеме 9,45 тыс. тонн, производство мясокостной

муки - 2,08 тыс. тонн;

 увеличение выручки от реализации продукции за

2012 - 2014 годы на 1468 млн. рублей, в том

числе:

 2012 год - 668,0 млн. рублей;

 2013 год - 392,0 млн. рублей;

 2014 год - 208,0 млн. рублей;

 снижение поголовья свиней в мелкотоварных

сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских

(фермерских) хозяйствах, подсобных

сельскохозяйственных предприятиях промышленных

предприятий и личных подсобных хозяйствах граждан

на 4000 голов, в том числе в ЛПХ - на 600 голов.

Характеристика основных

программных мероприятий

 модернизация материально-технической базы

Республиканской ветеринарной службы и

сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих

разведение свиней, в целях предупреждения заноса

АЧС;

 проведение мероприятий по ликвидации очагов

инфекции, дезинфекции, карантина;

 организация постов досмотра и проведение

ветеринарно-санитарной обработки транспортных

средств, пересекающих границу Республики

Мордовия;

 строительство животноводческих помещений

сельхозпредприятиями для карантирования

племенного свинопоголовья;

 стимулирование разведения альтернативных

свиноводству видов сельскохозяйственных животных

в сельхозпредприятиях, крестьянских (фермерских)

хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан

путем предоставления субсидий на возмещение части

затрат на приобретение молодняка крупного

рогатого скота, овец и коз при отказе по

дальнейшему выращиванию и разведению свиней;

 стимулирование снижения поголовья диких кабанов

за счет увеличения альтернативных видов копытных

животных;

 строительство ветсанутильзавода мощностью 30,0

тонн переработки сырья в сутки;

 утилизация и уничтожение биологических отходов;

 приобретение специализированного оборудования

для производства мясокостной муки;

 строительство пунктов временного хранения

падежа животных в районах республики;

 приобретение специализированной техники для

транспортировки сырья на ветсанутильзавод.       

Сроки реализации       

2012 - 2014 годы.                                

Исполнители программы  

Республиканская ветеринарная служба Республики

Мордовия, администрации муниципальных районов,

предприятия агропромышленного комплекса.         

Объемы и источники

финансирования         

Общий объем - 705,2 млн. рублей в текущих ценах,

в том числе по годам:

2012 - 532,370 млн. рублей;

2013 - 140,67 млн. рублей;

2014 - 32,17 млн. рублей,

в том числе:

за счет средств республиканского бюджета

Республики Мордовия - 162,69 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 - 102,28 млн. рублей;

2013 - 41,79 млн. рублей;

2014 - 18,62 млн. рублей,

за счет внебюджетных средств - 542,52 млн.

рублей,

в том числе по годам:

2012 - 430,09 млн. рублей;

2013 - 98,88 млн. рублей;

2014 - 13,55 млн. рублей.                        

Ожидаемые конечные

результаты реализации

программы и показатели

социально-экономической

эффективности          

В результате реализации программы будет

обеспечено:

 ветеринарное благополучие Республики Мордовия:

недопущение возникновения очагов АЧС и различных

инфекций;

 внедрение методов лабораторной диагностики АЧС,

отвечающих международным стандартам;

 организация утилизации биологических отходов;

 обеспечение конкурентоспособности производства

продукции сельского хозяйства;

 увеличение выручки от реализации продукции:

 2012 г - 868 млн. рублей;

 2013 г. - 392 млн. рублей;

 2014 г. - 208 млн. рублей.

 минимизация возможного экономического ущерба и

сопутствующих негативных социальных и

экологических последствий;

 получение биологически ценного, безопасного и

стойкого при хранении корма с улучшенными

вкусовыми качествами, высокой питательной

ценностью и степенью усвояемости;

 защита окружающей среды от загрязнения;

 увеличение занятости сельского населения.      

Управление реализацией

Программы и контроля за

ходом ее выполнения    

Реализация программы координируется Министерством

сельского хозяйства и продовольствия Республики

Мордовия и Республиканской ветеринарной службой

Республики Мордовия. Координаторы программы

направляют ежегодно, до 1 февраля, в Министерство

экономики Республики Мордовия и Министерство

финансов Республики Мордовия информацию о ходе

реализации Программы.

Оценка реализации Программы производится ежегодно

с представлением информации о достигнутых

результатах в Правительство Республики Мордовия

до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.  


      Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

1.1. Проблемы борьбы с вирусом африканской чумы свиней.

На территории Российской Федерации АЧС среди домашних свиней распространяется с июля 2008 года. За период 2008 - 2010 гг. пало и вынужденно убито при ликвидации АЧС более 107 тысяч голов свиней. Таким образом, в настоящее время сложилась принципиально новая ситуация, когда АЧС - одна из самых опасных и специфичных болезней животных, - приобрела, по признанным Всемирной организацией здравоохранения животных (МЭБ) признакам и характеристикам, статус эндемической (постоянно присутствующей на территории страны) болезни для Российской Федерации. Это означает, что на территории ряда регионов России сложилось стационарное неблагополучие по АЧС и это заболевание стало фактором, постоянно и резко негативно влияющим на состояние одной из важнейших отраслей сельского хозяйства - промышленного свиноводства, - и на связанные с ним области хозяйствования.

За период с 2008 г по настоящее время АЧС зарегистрирована на территории 20 субъектов Российской Федерации. В эндемически неблагополучной зоне (СКФО, ЮФО) продолжается распространение болезни, как на домашних, так и на диких свиньях. За 3 предыдущих года было только два случая выноса болезни за пределы эндемически неблагополучной зоны (Ленинградская область, Оренбургская область); за 6 месяцев 2011 г. их случилось уже пять (г. Санкт-Петербург, Архангельская, Мурманская, Нижегородская и Тверская области). Сейчас Россия находится на грани новой волны распространения, которая может затронуть всю европейскую часть территории Российской Федерации. Отмечается тенденция роста заболевания АЧС свиней в подсобных хозяйствах, подведомственных силовым ведомствам.

Высокую озабоченность вызывают популяции диких кабанов, способных в течение нескольких дней распространить вирус АЧС на сотни километров от места их заражения. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. превалентность АЧС среди диких кабанов возросла в 1,9 раза, а абсолютная частота выявления вируса - в 2,3 раза.

По оценке Россельхознадзора, с учетом складывающейся ситуации, высоко вероятен вынос инфекции в виде отдельных очагов в любой из субъектов РФ, в первую очередь Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. При этом прямые потери по свинопоголовью могут составить до 200000 голов (~=560 - 700 млн. руб.), а на мероприятия по ликвидации вспышек - до 380 млн. руб. Непрямые потери (бюджеты всех уровней + потери бизнес-сообщества) - до 6,7 млрд. руб., включая потери от ограничений торговли и перевозок продукции свиноводства, другой продукции животноводства и растениеводства.

На вид экономической деятельности "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" приходится около 17% валового регионального продукта и граждан, занятых в экономике Республики Мордовия. АПК выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики региона. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 года N 79 "О Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы" производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 49,1 процента. Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить 8 процентов. Увеличение продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечено за счет роста объемов производства в животноводстве - на 66,5% к 2006 году. К 2020 г. Республика Мордовия планирует удвоить поголовье скота и птицы. Численность свиней составит 800 тыс. голов (2011 г. - 311 тыс. голов).

Реализации планов не должны помешать проблемы в обеспечении ветеринарного благополучия Республики Мордовия. Следует исходить из того, что при оптимистичном варианте развития событий на искоренение АЧС в России потребуется не менее 5 - 8 лет, а при пессимистичном - десятки лет. Поэтому АЧС следует рассматривать как долгосрочную проблему, требующую реализации нормативно-правовых, организационных, технических, финансовых и других решений.

Ряд обстоятельств определяют вероятность заноса АЧС в Республику Мордовия. Она расположена в центре европейской части России, на перекрестке важнейших путей из Центра в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В Мордовии высокая численность восприимчивой популяции домашний свиней, в 2011 г. - 311 тыс. голов, причем половина поголовья сосредоточена в 5 районах, занимающих всего 20% площади республики. Более 46% свинопоголовья в республике рассредоточена в 30 тыс. личных подворий граждан и КФХ, где уровень исполнения ветеринарно-санитарных правил ниже, чем в крупных свиноводческих хозяйствах.

В 2000 - 2011 годах во всех категориях хозяйств республики поголовье свиней увеличилось практически в 2 раза - со 163,7 тыс. голов до 311 тыс. голов.

Диаграмма 1

┌═════════════════════════════════════════════════‰
│      Поголовье свиней в 2000 - 2011 годах       │
│(во всех категориях хозяйств Республики Мордовия)│
│                                                 │
│350,00┤                                          │
│      │                   311,00                 │
│      │                  ┌══════‰                │
│300,00┤                  │      │                │
│      │                  │      │                │
│      │                  │      │                │
│250,00┤                  │      │                │
│      │          228,70  │167,30│                │
│      │         ┌══════‰ │      │                │
│200,00┤         │      │ │      │                │
│      │ 163,70  │      │ │      │                │
│      │┌══════‰ │114,40│ │      │                │
│150,00┤│      │ │      │ │      │                │
│      ││83,40 │ │      │ ├══════┤                │
│      ││      │ │      │ │//////│                │
│100,00┤│      │ ├══════┤ │//////│                │
│      │├══════┤ │//////│ │//////│                │
│      ││//////│ │//////│ │143,70│                │
│ 50,00┤│80,30/│ │114,30│ │//////│                │
│      ││//////│ │//////│ │//////│                │
│      ││//////│ │//////│ │//////│                │
│  0,00┴┴══════┴┬┴══════┴┬┴══════┴┬               │
│       2000 год 2005 год 2011 год                │
│       ┌═‰             ┌═‰                       │
│       │/│население    │ │общественный сектор    │
│       └═…             └═…                       │
└═════════════════════════════════════════════════…


В последние годы в республике значительное развитие получила отрасль свиноводства. За период с 2006 по 2011 годы на территории Мордовии успешно реализованы инвестиционные проекты по строительству свиноводческих комплексов в ЗАО "Мордовский бекон", ООО "Моргинское", ОАО "Агрофирма "Норов", ЗАО "Агро-Козловка", ООО "Селищинское".

Всего в 2011 году сельхозпроизводителями всех категорий хозяйств Республики Мордовия произведено более 42 тыс. тонн мяса свинины в живом весе, в том числе в общественном секторе - 26,4 тыс. тонн. В настоящее время ведется активное строительство новых свинокомплексов. В 2014 году мощности по производству мяса свинины в республике превысят 50 тыс. тонн в живом весе.

Без реализации в комплексе мероприятий федеральными, республиканскими органами власти и учреждениями, органами местного самоуправления, собственниками свинопоголовья Республики Мордовия невозможно сохранить достигнутый уровень развития отрасли, предупредить занос болезни, выявить ее в кратчайшие сроки, ограничить распространение, уничтожить очаги инфекции и обеспечить организацию и соблюдение карантинных мероприятий, тем самым обеспечить сохранность поголовья свиней на крупных свинокомплексах.

В то же время на территории Мордовии расположены десятки объектов, трудно контролируемых силовых структур, где выращивают свиней для внутреннего потребления с использованием остатков пищи.

Кроме этого, расчетная численность восприимчивой популяции дикого кабана в республике значительна и составляет более 2500 голов.

Не в полной мере решены проблемы лабораторной диагностики АЧС, создания запасов дезинфектантов и обновления соответствующих технических средств, подготовки материальных и людских ресурсов для ликвидации возможных очагов инфекции, организации и обеспечения необходимых мероприятий в случае заноса инфекции на территорию республики.

Необходимость ведомственной поддержки Программы диктуется особым статусом инфекции в мире, как наносящей значительный экономический и социальный ущерб.

1.2. Состояние утилизации биологических отходов в Республике Мордовия.

В республике имеется единственный завод по утилизации биологических отходов - ГУП РМ "Саранский ветеринарно-санитарный утилизационный завод". Он находится на грани закрытия, не работает на полную мощность из-за износа оборудования более чем на 95%. Предприятие обеспечивает лишь до 5% утилизации биологических отходов от необходимого объема. По этой же причине в пяти районах республики (Атяшевский, Ичалковский, Чамзинский, Краснослободский, Торбеевский) не работают недавно построенные 5 пунктов сбора биологических отходов, отсутствует специализированный транспорт для их перевозки, недостаточный контроль за сферой образования биологических отходов, отсутствие действенной системы их учета и анализа циркуляции на всех уровнях их образования, отсутствие механизма выявления некачественной и опасной продукции животного происхождения на ранних этапах ее образования, или другими словами, в момент трансформации в биологические отходы. Все это создают угрозу распространения эпидемий и загрязнения окружающей среды.

В настоящее время в Республике Мордовия активно развивается отрасль животноводства, что способствует образованию большого объема биологических отходов, которые необходимо утилизировать в оптимально короткие сроки. В этих целях в рамках Программы планируется строительство ветеринарного санутильзавода на базе крупного агрохолдинга республики.

1.3. Анализ состояния проблемы по утилизации падежа животных.

Правила сбора и утилизации биологических отходов регламентированы ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469).

Проблема утилизации биологических отходов остро стоит в большинстве регионов Российской Федерации. Есть регионы, где проблема решена благодаря имеющемуся заводу по утилизации биоотходов (ветсанутильзавод). Но в большинстве случаев происходит уничтожение путем сброса в биотермические ямы, скотомогильники, либо сжиганием, в лучшем случае, в крематориях.

Установка на ветсанутильзаводах технологических линий по утилизации биологических отходов способствует одновременно:

утилизировать отходы в соответствии с санитарно-экологическими нормами, не нанося вред окружающей среде;

производить белок животного происхождения для корма - ценный и абсолютно необходимый источник энергии в рационе животных и птицы.

Поиск новых эффективных способов переработки вторичного сырья в пищевой промышленности является весьма актуальной проблемой. К биологическим отходам лицевой и перерабатывающей промышленности принято относить ветеринарные конфискаты, непищевые отходы и малоценные в пищевом отношении продукты, получаемые при переработке рыбы, птицы, скота и других животных, отходы производства пищевой, технической и специальной продукции, а также трупы скота и птицы, допущенные к переработке органами ветеринарно-санитарного надзора. Эти отходы были и остаются ценным вторичным сырьем. Одно из направлений их использования - производство кормов животного происхождения, кормового и технического жира.

Средний уровень промышленной переработки вторичного сырья в пищевой промышленности на сегодняшний день едва превышает 20% от общего объема, хотя большая часть этих отходов законодательно запрещена к захоронению. Можно назвать немало причин. Это и неэффективность работы органов надзора, а также те или иные экономические причины. В советское время на крупных перерабатывающих предприятиях существовали цеха по производству мясокостной, рыбной, перьевой, рогокопытной и прочей муки. Отходы более мелких предприятий свозили на ветсанутильзаводы, где их либо сжигали, либо использовали для производства той же муки. Большая часть таких заводов давно не работает, а оставшиеся не справляются с поставляемым объемом отходов. Но это только одна сторона проблемы.

Другая проблема состоит в том, что и на этих заводах, и на подавляющем большинстве предприятий, имеющих собственное производство мясокостной и другой муки животного происхождения, используются морально и физически устаревшие старые технологии и старое оборудование. В результате получается продукт с низкими потребительскими качествами.

Разнообразие непищевых отходов предприятий пищевой индустрии и многопрофильность их применения подразумевают использование разных технологий утилизации. И чем совершеннее эти технологии, тем выше рентабельность переработки и качество получаемой продукции. Современные экономические условия и ужесточающееся экологическое законодательство настоятельно требуют внедрения малоотходных и безотходных энергосберегающих технологий. Проблема выведения производств на "экологически чистый" уровень - одна из острейших в настоящее время. Необходимость разработки экологически безопасных технологий и оборудования для обезвреживания и переработки отходов становится все более очевидной.

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью Программы является реализация комплекса мероприятий по предупреждению заноса, распространения и ликвидации АЧС на территории Республики Мордовия; минимизация рисков потери доходности отрасли свиноводства под воздействием эпизоотических рисков от вируса АЧС.

В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»