ПРИКАЗ
от 24 февраля 2012 года N 29-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ (АЧС) НА ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минсельхозпрода Республики Мордовия от 23.07.2024 N 360-П.
____________________________________________________________________
Во исполнение мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа).
2. Разместить Программу на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
3. Направить настоящий приказ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия для включения его в федеральный регистр нормативно-правовых актов Республики Мордовия.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра - начальника отдела развития отраслей животноводства и племенного дела Н.А.Давыдова.
Заместитель Председателя
Правительства - Министр сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
В.Н.СИДОРОВ
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ (АЧС) НА ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета) | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия |
Наименование программы | Предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2012 - 2014 годы |
Должностное лицо, утвердившее программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта | Заместитель Председателя Правительства - Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, приказ от "24" февраля 2012 г. N 29-П |
Основание для разработки Программы | Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации |
Государственный заказчик программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия |
Разработчики Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия; Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия |
Участники программы | Сельхозтоваропроизводители Республики Мордовия |
Цели программы | Целями Программы являются: реализация комплекса мероприятий по предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия; повышение конкурентоспособности сельского хозяйства в Республике Мордовия; минимизация рисков потери доходности отрасли свиноводства под воздействием эпизоотических рисков от вируса АЧС; обеспечение ветеринарного благополучия Республики Мордовия; утилизация и уничтожение биологических отходов; использование биологических отходов для производства кормов. |
Основные задачи Программы | Основные задачи: профилактика заноса и распространения африканской чумы свиней на территорию Республики Мордовия; осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе вируса АЧС; снижение поголовья свиней в мелкотоварных сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, подсобных сельскохозяйственных предприятиях промышленных предприятий и личных подсобных хозяйствах граждан; стимулирование разведения альтернативных свиноводству видов сельскохозяйственных животных в сельхозпредприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах населения; своевременный сбор и утилизация биологических отходов; использование новейших научно-технологических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий, применение современных технологий переработки биологических отходов; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов, обеспечение высококачественными кормами птицеводческих комплексов. |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Основные целевые индикаторы и показатели: прирост производства свинины на действующих свинокомплексах сельхозпредприятий на 16,6 тыс. тонн; обеспечение утилизации биологических отходов в объеме 9,45 тыс. тонн, производство мясокостной муки - 2,08 тыс. тонн; увеличение выручки от реализации продукции за 2012 - 2014 годы на 1468 млн. рублей, в том числе: 2012 год - 668,0 млн. рублей; 2013 год - 392,0 млн. рублей; 2014 год - 208,0 млн. рублей; снижение поголовья свиней в мелкотоварных сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, подсобных сельскохозяйственных предприятиях промышленных предприятий и личных подсобных хозяйствах граждан на 4000 голов, в том числе в ЛПХ - на 600 голов. |
Характеристика основных программных мероприятий | модернизация материально-технической базы Республиканской ветеринарной службы и сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих разведение свиней, в целях предупреждения заноса АЧС; проведение мероприятий по ликвидации очагов инфекции, дезинфекции, карантина; организация постов досмотра и проведение ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств, пересекающих границу Республики Мордовия; строительство животноводческих помещений сельхозпредприятиями для карантирования племенного свинопоголовья; стимулирование разведения альтернативных свиноводству видов сельскохозяйственных животных в сельхозпредприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан путем предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение молодняка крупного рогатого скота, овец и коз при отказе по дальнейшему выращиванию и разведению свиней; стимулирование снижения поголовья диких кабанов за счет увеличения альтернативных видов копытных животных; строительство ветсанутильзавода мощностью 30,0 тонн переработки сырья в сутки; утилизация и уничтожение биологических отходов; приобретение специализированного оборудования для производства мясокостной муки; строительство пунктов временного хранения падежа животных в районах республики; приобретение специализированной техники для транспортировки сырья на ветсанутильзавод. |
Сроки реализации | 2012 - 2014 годы. |
Исполнители программы | Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия, администрации муниципальных районов, предприятия агропромышленного комплекса. |
Объемы и источники финансирования | Общий объем - 705,2 млн. рублей в текущих ценах, в том числе по годам: 2012 - 532,370 млн. рублей; 2013 - 140,67 млн. рублей; 2014 - 32,17 млн. рублей, в том числе: за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 162,69 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 - 102,28 млн. рублей; 2013 - 41,79 млн. рублей; 2014 - 18,62 млн. рублей, за счет внебюджетных средств - 542,52 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 - 430,09 млн. рублей; 2013 - 98,88 млн. рублей; 2014 - 13,55 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | В результате реализации программы будет обеспечено: ветеринарное благополучие Республики Мордовия: недопущение возникновения очагов АЧС и различных инфекций; внедрение методов лабораторной диагностики АЧС, отвечающих международным стандартам; организация утилизации биологических отходов; обеспечение конкурентоспособности производства продукции сельского хозяйства; увеличение выручки от реализации продукции: 2012 г - 868 млн. рублей; 2013 г. - 392 млн. рублей; 2014 г. - 208 млн. рублей. минимизация возможного экономического ущерба и сопутствующих негативных социальных и экологических последствий; получение биологически ценного, безопасного и стойкого при хранении корма с улучшенными вкусовыми качествами, высокой питательной ценностью и степенью усвояемости; защита окружающей среды от загрязнения; увеличение занятости сельского населения. |
Управление реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения | Реализация программы координируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и Республиканской ветеринарной службой Республики Мордовия. Координаторы программы направляют ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия информацию о ходе реализации Программы. Оценка реализации Программы производится ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Правительство Республики Мордовия до 1 апреля года, следующего за отчетным годом. |
1.1. Проблемы борьбы с вирусом африканской чумы свиней.
На территории Российской Федерации АЧС среди домашних свиней распространяется с июля 2008 года. За период 2008 - 2010 гг. пало и вынужденно убито при ликвидации АЧС более 107 тысяч голов свиней. Таким образом, в настоящее время сложилась принципиально новая ситуация, когда АЧС - одна из самых опасных и специфичных болезней животных, - приобрела, по признанным Всемирной организацией здравоохранения животных (МЭБ) признакам и характеристикам, статус эндемической (постоянно присутствующей на территории страны) болезни для Российской Федерации. Это означает, что на территории ряда регионов России сложилось стационарное неблагополучие по АЧС и это заболевание стало фактором, постоянно и резко негативно влияющим на состояние одной из важнейших отраслей сельского хозяйства - промышленного свиноводства, - и на связанные с ним области хозяйствования.
За период с 2008 г по настоящее время АЧС зарегистрирована на территории 20 субъектов Российской Федерации. В эндемически неблагополучной зоне (СКФО, ЮФО) продолжается распространение болезни, как на домашних, так и на диких свиньях. За 3 предыдущих года было только два случая выноса болезни за пределы эндемически неблагополучной зоны (Ленинградская область, Оренбургская область); за 6 месяцев 2011 г. их случилось уже пять (г. Санкт-Петербург, Архангельская, Мурманская, Нижегородская и Тверская области). Сейчас Россия находится на грани новой волны распространения, которая может затронуть всю европейскую часть территории Российской Федерации. Отмечается тенденция роста заболевания АЧС свиней в подсобных хозяйствах, подведомственных силовым ведомствам.
Высокую озабоченность вызывают популяции диких кабанов, способных в течение нескольких дней распространить вирус АЧС на сотни километров от места их заражения. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. превалентность АЧС среди диких кабанов возросла в 1,9 раза, а абсолютная частота выявления вируса - в 2,3 раза.
По оценке Россельхознадзора, с учетом складывающейся ситуации, высоко вероятен вынос инфекции в виде отдельных очагов в любой из субъектов РФ, в первую очередь Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. При этом прямые потери по свинопоголовью могут составить до 200000 голов (~=560 - 700 млн. руб.), а на мероприятия по ликвидации вспышек - до 380 млн. руб. Непрямые потери (бюджеты всех уровней + потери бизнес-сообщества) - до 6,7 млрд. руб., включая потери от ограничений торговли и перевозок продукции свиноводства, другой продукции животноводства и растениеводства.
На вид экономической деятельности "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" приходится около 17% валового регионального продукта и граждан, занятых в экономике Республики Мордовия. АПК выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики региона. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 года N 79 "О Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы" производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 49,1 процента. Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить 8 процентов. Увеличение продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечено за счет роста объемов производства в животноводстве - на 66,5% к 2006 году. К 2020 г. Республика Мордовия планирует удвоить поголовье скота и птицы. Численность свиней составит 800 тыс. голов (2011 г. - 311 тыс. голов).
Реализации планов не должны помешать проблемы в обеспечении ветеринарного благополучия Республики Мордовия. Следует исходить из того, что при оптимистичном варианте развития событий на искоренение АЧС в России потребуется не менее 5 - 8 лет, а при пессимистичном - десятки лет. Поэтому АЧС следует рассматривать как долгосрочную проблему, требующую реализации нормативно-правовых, организационных, технических, финансовых и других решений.
Ряд обстоятельств определяют вероятность заноса АЧС в Республику Мордовия. Она расположена в центре европейской части России, на перекрестке важнейших путей из Центра в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В Мордовии высокая численность восприимчивой популяции домашний свиней, в 2011 г. - 311 тыс. голов, причем половина поголовья сосредоточена в 5 районах, занимающих всего 20% площади республики. Более 46% свинопоголовья в республике рассредоточена в 30 тыс. личных подворий граждан и КФХ, где уровень исполнения ветеринарно-санитарных правил ниже, чем в крупных свиноводческих хозяйствах.
В 2000 - 2011 годах во всех категориях хозяйств республики поголовье свиней увеличилось практически в 2 раза - со 163,7 тыс. голов до 311 тыс. голов.
Диаграмма 1
┌═════════════════════════════════════════════════‰
│ Поголовье свиней в 2000 - 2011 годах │
│(во всех категориях хозяйств Республики Мордовия)│
│ │
│350,00┤ │
│ │ 311,00 │
│ │ ┌══════‰ │
│300,00┤ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│250,00┤ │ │ │
│ │ 228,70 │167,30│ │
│ │ ┌══════‰ │ │ │
│200,00┤ │ │ │ │ │
│ │ 163,70 │ │ │ │ │
│ │┌══════‰ │114,40│ │ │ │
│150,00┤│ │ │ │ │ │ │
│ ││83,40 │ │ │ ├══════┤ │
│ ││ │ │ │ │//////│ │
│100,00┤│ │ ├══════┤ │//////│ │
│ │├══════┤ │//////│ │//////│ │
│ ││//////│ │//////│ │143,70│ │
│ 50,00┤│80,30/│ │114,30│ │//////│ │
│ ││//////│ │//////│ │//////│ │
│ ││//////│ │//////│ │//////│ │
│ 0,00┴┴══════┴┬┴══════┴┬┴══════┴┬ │
│ 2000 год 2005 год 2011 год │
│ ┌═‰ ┌═‰ │
│ │/│население │ │общественный сектор │
│ └═… └═… │
└═════════════════════════════════════════════════…
В последние годы в республике значительное развитие получила отрасль свиноводства. За период с 2006 по 2011 годы на территории Мордовии успешно реализованы инвестиционные проекты по строительству свиноводческих комплексов в ЗАО "Мордовский бекон", ООО "Моргинское", ОАО "Агрофирма "Норов", ЗАО "Агро-Козловка", ООО "Селищинское".
Всего в 2011 году сельхозпроизводителями всех категорий хозяйств Республики Мордовия произведено более 42 тыс. тонн мяса свинины в живом весе, в том числе в общественном секторе - 26,4 тыс. тонн. В настоящее время ведется активное строительство новых свинокомплексов. В 2014 году мощности по производству мяса свинины в республике превысят 50 тыс. тонн в живом весе.
Без реализации в комплексе мероприятий федеральными, республиканскими органами власти и учреждениями, органами местного самоуправления, собственниками свинопоголовья Республики Мордовия невозможно сохранить достигнутый уровень развития отрасли, предупредить занос болезни, выявить ее в кратчайшие сроки, ограничить распространение, уничтожить очаги инфекции и обеспечить организацию и соблюдение карантинных мероприятий, тем самым обеспечить сохранность поголовья свиней на крупных свинокомплексах.
В то же время на территории Мордовии расположены десятки объектов, трудно контролируемых силовых структур, где выращивают свиней для внутреннего потребления с использованием остатков пищи.
Кроме этого, расчетная численность восприимчивой популяции дикого кабана в республике значительна и составляет более 2500 голов.
Не в полной мере решены проблемы лабораторной диагностики АЧС, создания запасов дезинфектантов и обновления соответствующих технических средств, подготовки материальных и людских ресурсов для ликвидации возможных очагов инфекции, организации и обеспечения необходимых мероприятий в случае заноса инфекции на территорию республики.
Необходимость ведомственной поддержки Программы диктуется особым статусом инфекции в мире, как наносящей значительный экономический и социальный ущерб.
1.2. Состояние утилизации биологических отходов в Республике Мордовия.
В республике имеется единственный завод по утилизации биологических отходов - ГУП РМ "Саранский ветеринарно-санитарный утилизационный завод". Он находится на грани закрытия, не работает на полную мощность из-за износа оборудования более чем на 95%. Предприятие обеспечивает лишь до 5% утилизации биологических отходов от необходимого объема. По этой же причине в пяти районах республики (Атяшевский, Ичалковский, Чамзинский, Краснослободский, Торбеевский) не работают недавно построенные 5 пунктов сбора биологических отходов, отсутствует специализированный транспорт для их перевозки, недостаточный контроль за сферой образования биологических отходов, отсутствие действенной системы их учета и анализа циркуляции на всех уровнях их образования, отсутствие механизма выявления некачественной и опасной продукции животного происхождения на ранних этапах ее образования, или другими словами, в момент трансформации в биологические отходы. Все это создают угрозу распространения эпидемий и загрязнения окружающей среды.
В настоящее время в Республике Мордовия активно развивается отрасль животноводства, что способствует образованию большого объема биологических отходов, которые необходимо утилизировать в оптимально короткие сроки. В этих целях в рамках Программы планируется строительство ветеринарного санутильзавода на базе крупного агрохолдинга республики.
1.3. Анализ состояния проблемы по утилизации падежа животных.
Правила сбора и утилизации биологических отходов регламентированы ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469).
Проблема утилизации биологических отходов остро стоит в большинстве регионов Российской Федерации. Есть регионы, где проблема решена благодаря имеющемуся заводу по утилизации биоотходов (ветсанутильзавод). Но в большинстве случаев происходит уничтожение путем сброса в биотермические ямы, скотомогильники, либо сжиганием, в лучшем случае, в крематориях.
Установка на ветсанутильзаводах технологических линий по утилизации биологических отходов способствует одновременно:
утилизировать отходы в соответствии с санитарно-экологическими нормами, не нанося вред окружающей среде;
производить белок животного происхождения для корма - ценный и абсолютно необходимый источник энергии в рационе животных и птицы.
Поиск новых эффективных способов переработки вторичного сырья в пищевой промышленности является весьма актуальной проблемой. К биологическим отходам лицевой и перерабатывающей промышленности принято относить ветеринарные конфискаты, непищевые отходы и малоценные в пищевом отношении продукты, получаемые при переработке рыбы, птицы, скота и других животных, отходы производства пищевой, технической и специальной продукции, а также трупы скота и птицы, допущенные к переработке органами ветеринарно-санитарного надзора. Эти отходы были и остаются ценным вторичным сырьем. Одно из направлений их использования - производство кормов животного происхождения, кормового и технического жира.
Средний уровень промышленной переработки вторичного сырья в пищевой промышленности на сегодняшний день едва превышает 20% от общего объема, хотя большая часть этих отходов законодательно запрещена к захоронению. Можно назвать немало причин. Это и неэффективность работы органов надзора, а также те или иные экономические причины. В советское время на крупных перерабатывающих предприятиях существовали цеха по производству мясокостной, рыбной, перьевой, рогокопытной и прочей муки. Отходы более мелких предприятий свозили на ветсанутильзаводы, где их либо сжигали, либо использовали для производства той же муки. Большая часть таких заводов давно не работает, а оставшиеся не справляются с поставляемым объемом отходов. Но это только одна сторона проблемы.
Другая проблема состоит в том, что и на этих заводах, и на подавляющем большинстве предприятий, имеющих собственное производство мясокостной и другой муки животного происхождения, используются морально и физически устаревшие старые технологии и старое оборудование. В результате получается продукт с низкими потребительскими качествами.
Разнообразие непищевых отходов предприятий пищевой индустрии и многопрофильность их применения подразумевают использование разных технологий утилизации. И чем совершеннее эти технологии, тем выше рентабельность переработки и качество получаемой продукции. Современные экономические условия и ужесточающееся экологическое законодательство настоятельно требуют внедрения малоотходных и безотходных энергосберегающих технологий. Проблема выведения производств на "экологически чистый" уровень - одна из острейших в настоящее время. Необходимость разработки экологически безопасных технологий и оборудования для обезвреживания и переработки отходов становится все более очевидной.
Целью Программы является реализация комплекса мероприятий по предупреждению заноса, распространения и ликвидации АЧС на территории Республики Мордовия; минимизация рисков потери доходности отрасли свиноводства под воздействием эпизоотических рисков от вируса АЧС.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи: