В целях дальнейшего совершенствования торгового обслуживания населения в Концепции предусматривается проведение мероприятий по качественному преобразованию торговли на основе дальнейшего развития инфраструктуры рынка, освоению современных методов обслуживания покупателей, перемещению покупательского спроса населения с рынков и других объектов внемагазинной торговли в стационарную сеть, продвижению продукции местного производства на внутренний потребительский рынок, последовательному наращиванию объемов реализации товаров и услуг со среднегодовым темпом прироста розничного товарооборота не менее 10 процентов.
С целью улучшения качественного состава розничной торговли предусматривается:
1) стационарная торговля.
В сложившейся на потребительском рынке Республики Мордовия ситуации представляется целесообразным:
реформирование структуры розничной торговли за счет повышения доли современных форматов магазинов (супермаркетов, дискаунтов, торговых центров, магазинов-складов);
развертывание сетевых магазинов с современной технологией продаж и компьютерным обеспечением, магазинов в зонах пешеходной доступности;
расширение сети фирменных магазинов организаций перерабатывающей промышленности;
развертывание специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов-салонов на 1-х этажах жилых домов;
обеспечение развития разнообразных форм торгового обслуживания с приоритетным внедрением прогрессивных технологий;
расширение спектра дополнительных услуг, предоставляемых магазинами в Республике Мордовия, в зависимости от их профиля: доставка товаров на дом, сборка и установка крупногабаритных товаров на дому, подключение электротоваров, продажа товаров в кредит, заказ товаров по каталогам, комплектование праздничных наборов, упаковка товаров, организация выставок-дегустаций продукции местных товаропроизводителей;
активизация работ по ремонту фасадов зданий и поддержанию их в надлежащем виде, рекламно-художественному и световому оформлению вывесок и витрин предприятий торговли, благоустройству прилегающих территорий;
строительство новых и реконструкция действующих объектов розничной торговли с учетом доступности их для потребителей с ограниченными физическими возможностями;
создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка за счет паритета между субъектами малого предпринимательства и крупными сетевыми компаниями;
2) мелкорозничная торговая сеть.
Объекты мелкорозничной торговли являются дополнением к стационарной (магазинной) сети и предназначены для продажи товаров, не требующих особых условий хранения и реализации. Мелкорозничная торговля должна соответствовать своему назначению - быть узкоспециализированной, продавать ограниченный ассортимент товаров - цветы, мороженое, табачные изделия, печатную продукцию, т.е. какую-либо одну группу товаров. В силу своей специфики мелкорозничная торговля не может брать на себя функции полноформатных магазинов.
Улучшению деятельности мелкорозничной сети будут способствовать:
разработка схем размещения мелкорозничной торговой сети в городах и районах Республики Мордовия, в зонах отдыха и проведения массовых мероприятий, в том числе летних кафе, точек по продаже прохладительных напитков, мороженого в весенне-летний период;
сокращение численности объектов существующей мелкорозничной торговой сети до минимально необходимой;
в местах с недостаточно развитой сетью стационарных предприятий, включая отдаленные районы, замена существующих киосков и палаток на павильоны различных комплектаций из быстровозводимых конструкций;
3) преобразование рыночной торговли.
В рамках преобразования рыночной торговли отмечаются следующие первостепенные задачи:
выделение муниципальными образованиями мест (площадок) для организации проведения ярмарок по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер;
последовательное осуществление работы по трансформации рынков и мини-рынков в торговые комплексы;
создание благоприятных условий для доступа на розничные рынки местных производителей сельскохозяйственной продукции;
проведение комплексных мероприятий по благоустройству и расширению рыночных территорий, зонированию торговых рядов, техническому переоснащению рабочих мест продавцов, оборудованию стоянок для автотранспорта.