В 2011 г. оборот розничной торговли составил 53,3 млрд. рублей, что в товарной массе на 1,7% больше, чем в 2010 году. Оборот розничной торговли розничных торговых сетей - 9 млрд. рублей, что на 25,0% больше соответствующего периода 2010 года.
В 2011 г. деятельность торговли обеспечила 13,5% валового регионального продукта. По вкладу в валовой региональный продукт торговая отрасль республики находится на четвертом месте после промышленности (28,3%), строительства (14,9%) и сельского хозяйства (13,6%).
В сфере торговли занято 15,2 тыс. человек (6,5% от общей численности занятых в экономике) (кроме торговли автотранспортными средствами).
В 2011 г. налоговые поступления в бюджеты всех уровней от сферы торговли составили 1,7 млрд. рублей, или 9% от общей суммы всех поступлений.
Сфера торговли интенсивно развивается, увеличивается количество новых инвесторов. В 2011 г. в розничную торговлю инвестировано 225,7 млн. рублей, или 130,9% к 2010 году.
При сравнении динамики продаж продовольственных и непродовольственных товаров в 2011 г. сохранилась дифференциация потребительских предпочтений, сформированная годом ранее, в пользу продуктов питания. В структуре оборота розничной торговли в 2011 г. удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 52,1%, непродовольственных товаров - 47,9 процента. Однако в сравнении с 2010 г. продажа пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий увеличилась на 0,1% в сопоставимых ценах, а продажа непродовольственных товаров - на 3,4 процента.
В 2011 г. оборот розничной торговли на 85,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, индекс физического объема оборота к соответствующему периоду предыдущего года составил 102,1 процента.
В 2011 г. наблюдалась тенденция увеличения объема продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, индекс физического объема оборота к соответствующему периоду предыдущего года составил 99,2% (против 95,3% в 2010 г. к 2009 г.). Доля продажи на рынках и ярмарках составила 14,5 процента (в 2010 г. - 14,9%).
Однако в 2011 г. не удалось преодолеть отставание по обороту розничной торговли на душу населения среди регионов Приволжского федерального округа, который составил 63966 рублей (14 место в ПФО). Самый высокий показатель достигнут в Самарской области, где продано потребительских товаров на душу населения в два раза больше, чем в Мордовии (144 тыс. рублей).
По индексу физического объема оборота розничной торговли среди регионов ПФО Республика Мордовия занимает 11 место (темп роста - 101,7%). На первом месте Удмуртская Республика с темпом роста 112,6% к соответствующему периоду предыдущего года, на последнем - Ульяновская область, с темпом роста 100,7% к 2010 году.
На территории Республики Мордовия функционируют 4065 торговых точек, из них 1369 продовольственных магазинов, 1446 непродовольственных, 1312 смешанных магазинов. В 2011 г. открыто 107 магазинов, или 95,0% к прошлому году (в 2010 г. - 113 магазинов), в связи с тем, что в муниципальных районах Республики Мордовия закрылись нерентабельные торговые точки Мордовпотребсоюза.
Фактическая обеспеченность торговыми площадями на 1000 чел. составляет 349,1 кв. м (рост к прошлому году составил 13%, или 17,5 тыс. кв. м) при нормативе 410,9 кв. м на 1000 человек.
По состоянию на 1 января 2012 г. на территории Республики Мордовия функционируют 29 розничных рынков, из них 26 универсального типа, 3 специализированных рынка (2 рынка по продаже продовольственной группы товаров и 1 - по продаже автомобилей и автозапчастей). Действующие розничные рынки занимают 239,7 тыс. кв. метров. Количество торговых мест на розничных рынках Республики Мордовия составляет 8791 единицу, из них торговых мест по реализации продовольственных товаров 2900 и 5891 торговое место по продаже непродовольственных товаров.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с 1 января 2013 г. торговля на розничных рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, должна осуществляться только в крытых помещениях. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
В настоящее время на территории Республики Мордовия в капитальных зданиях размещены всего 3 универсальных рынка (ОАО "Центральный рынок" и ООО "Юго-Западный рынок" г. Саранска, ООО "Универсальный рынок "Привокзальный" п. Чамзинка) и 1 специализированный розничный рынок (Чукальского потребительского общества п. Тургеневе Ардатовского муниципального района). Остальные рынки занимают часть торговой площади в капитальных сооружениях, другую часть на открытых площадках.
В 2012 г. планируется строительство, реконструкция и модернизация 16 розничных рынков, функционирующих на территории Республики Мордовия (3 рынка в поселках Зубова Поляна, Торбеево, селе Большие Березники, в городах Ковылкино, Инсар, Темников, Краснослободск, 2 рынка в г. Рузаевка, 5 рынков в городском округе Саранск). Однако сложившаяся обстановка на рынках республики в части реализации статьи 24 вышеназванного закона свидетельствует о том, что ряд рынков в обозначенные сроки не смогут выполнить поставленные перед ними задачи.
В городском округе Саранск функционируют 7 универсальных и специализированных рынков общей площадью 89,8 тыс. кв. м. Во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" были разработаны и утверждены планы перспективного развития рынков ООО "Ринг", ООО "Рынок-Данко", ООО "МАМИ" (рынок "Кировский"), ООО "Тонус-Экстра" (рынок "Заречный"), ООО "Юго-Западный рынок", в соответствии с которыми предусмотрены поэтапное строительство и реконструкция.
В настоящее время завершена реконструкция рынка "Юго-Западный" общей площадью 7193,2 кв. м.
Начато строительство первой очереди здания торгового комплекса рынка "Данко".
ООО "Ринг" осуществляет работы по строительству здания торгово-развлекательного центра по ул. Лодыгина.
Продолжается подготовительная работа по оформлению разрешительных документов для реконструкции и строительства других рынков "Заречный", "Ринг", "Кировский" (государственная экспертиза рабочих проектов, оформление разрешений, заключение договоров с подрядчиками).
В настоящее время в инфраструктуре предприятий потребительского рынка происходит изменение подхода при строительстве и открытии новых торговых предприятий. Ранее на потребительском рынке доминировали магазины средних и мелких форматов, в настоящее время более востребованными являются крупные сетевые магазины.
На сегодняшний день широкое распространение и развитие получил сетевой принцип создания крупных продовольственных магазинов, супермаркетов. В республике успешно работают крупные сети магазинов таких торговых компаний, как "Деловой союз", "Торнадо", "Юнимос", "Аркона", "Эверест" "Гулливер", "Эльдорадо" и др. Конкурентные преимущества торговые сети приобретают благодаря производству собственной продукции. Так, в сети "Деловой союз", "Универсал-С", "Маяк" действуют кондитерские, мясные и салатные цеха, цеха по производству полуфабрикатов. Эти магазины рассчитаны на население с различными доходами, имеют ассортимент товаров до 20 тысяч наименований.
В торговой инфраструктуре республики присутствуют и развиваются сетевые операторы таких известных торговых брендов, как "Магнит", "Евроспар", "Эльдорадо", "М.видео", "Техно", "Остин", "Savage", "ТВОЕ", "Франческо Донни" и другие, что создает условия для здоровой конкуренции в определенной сфере деятельности.
В 2009 - 2011 годах на территории республики открыты современные супермаркеты "Магнит", "SPAR", "Маяк", торговые центры "Гулливер", "Глобус", "Дом мебели", "Муравейник" и др. Расширена фирменная розничная сеть таких розничных предприятий, как "Товарищ", "Городок", "Эверест", "Птица", "Мордовская водка", "Ламзурь".
В декабре 2010 г. в городском округе Саранск состоялось открытие торгово-развлекательного комплекса "Огарев Plaza" общей площадью около 10 тыс. кв. м. В торговом комплексе населению реализуются товары брендовых торговых марок (одежда, обувь и аксессуары, бытовая техника), предоставляется комплекс развлекательных услуг, соответствующий современным требованиям интерьерного комфорта и благоприятных условий для посетителей.
В 2011 г. в городском округе Саранск (ул. Энгельса) начал свою работу первый супермаркет сети "SPAR". На торговой площади 2500 кв. м представлен большой ассортимент продуктов и сопутствующих товаров. Для удобства посетителей на прилегающей территории предусмотрены удобные подъезды автотранспорта и просторная открытая парковка.
В марте 2012 г. открылся ТЦ "Планета" площадью более 7000 кв. м, где разместился второй супермаркет "SPAR".
Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью, соответствующей платежеспособному спросу населения. Динамика объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.