Развитие торговой деятельности в сельской местности сдерживается следующими неблагоприятными обстоятельствами:
недостаток собственных оборотных средств торговых организаций;
значительные транспортные издержки торговых организаций;
низкая платежеспособность населения;
недостаток квалифицированных кадров.
Торговое обслуживание населения в сельской местности осуществляет система потребительской кооперации Республики Мордовия и индивидуальные предприниматели. Районные потребительские общества обслуживают 357 сельских населенных пунктов. Учитывая, что общее количество сельских населенных пунктов составляет 1239, 882 из них остаются не охваченными системой потребительской кооперации. В первую очередь, для жителей этих населенных пунктов необходимо создать условия для приобретения товаров народного потребления и реализации излишков производимой на подворьях сельскохозяйственной продукции.
Для стимулирования и развития торговых процессов в сельской местности необходимо создать конкурентоспособную торговую инфраструктуру на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности и достижения среднего по республике уровня розничного товарооборота на душу населения.
Основными направлениями развития торгового обслуживания в сельской местности должны стать:
создание условий для реализации в районных центрах сельскохозяйственной продукции, производимой гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством;
определение органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Мордовия проблемных зон, которые необходимо охватить выездной торговлей;
стимулирование органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Мордовия восстановления сети объектов стационарной торговли, а также развитие выездной торговли;
предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Мордовия льгот организациям, в том числе организациям потребительской кооперации, осуществляющим торговую деятельность в сельской местности, в том числе предпринимателям, занимающимся выездной торговлей, для приобретения автотранспорта (автолавок) с целью торгового обслуживания сельских населенных пунктов, не охваченных стационарной розничной торговой сетью.