К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие торговли в сложившихся экономических условиях, можно отнести:
1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры и материально-технической базы организаций.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию потребительского рынка в Республике Мордовия, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, ее неприспособленность для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей.
Важной составляющей здесь является отсутствие необходимого количества развитых транспортных компаний, региональных представителей производителей и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.
Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.
Кроме того, в настоящее время технологические потребности производителей, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей произведенная продукция частично хранится в малоприспособленных или неприспособленных помещениях, в которых невозможно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате такого хранения значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых организаций. Проблему представляет собой также сложность и недостаточная прозрачность процедуры выделения земельных участков и получения разрешений на строительство торговых и логистических объектов. Зачастую подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строительства до трех раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность сферы и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.
2. Отсутствие дорожной связи между отдельными территориями.
Главной проблемой для организаций, работающих в удаленных населенных пунктах республики, остается низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов, отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в установленные сроки и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров, нарушает процесс товарообмена между районами, связанными торговыми отношениями.
Это приводит к наличию таких проблем, как неравномерность в размещении объектов торговли между отдельными территориями Республики Мордовия и, соответственно, недостаточная физическая и ценовая доступность товаров и услуг для населения, низкое качество обслуживания населения.
3. Недостаточность квалифицированных кадров.
Недостаточность трудовых ресурсов в сферах потребительского рынка наблюдается на уровне рядового состава персонала и сотрудников среднего звена. В первую очередь, это связано с высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и степенью престижности профессий. Текучесть персонала данной категории может доходить до 50%, а спрос может превышать предложение в отдельных случаях в два раза. Повышение уровня профессиональной подготовки персонала является важнейшей составляющей успеха любой организации торговли и может быть перспективным направлением в работе.
Достижение нового качественного уровня торговли возможно только при наличии и дальнейшей концентрации в этих сферах высокообразованных, квалифицированных руководителей и специалистов, владеющих методами современного управления, необходимой экономической, профессиональной подготовкой.
Кроме того, в сфере товарного обращения в Республике Мордовия имеют место негативные явления и отрицательные социальные последствия, в частности:
несанкционированное оказание услуг торговли и общественного питания;
большой удельный вес неорганизованной торговли;
отсутствие эффективных форм воздействия на хозяйствующие субъекты с помощью правовых норм;
нарушение взаимосвязи оптовой и розничной торговли, их смешение;
низкий уровень концентрации капитала, в основном, в малой и средней торговле, что не позволяет организовать эффективную взаимосвязь с товарным производством;
наличие большого числа посредников в процессе движения товаров, что ведет к искажению ценовой составляющей потребительского рынка и изъятию капитала из сферы оборота товаров и из сферы производства.