Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Задачи агропродовольственной безопасности страны, повышение роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики на мировом рынке продовольствия требуют адекватных мер по повышению уровня и качества жизни на селе и, как следствие, роста престижности сельскохозяйственного труда, улучшения демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности. Наряду с этим повышение устойчивости социально-экономического положения сельских территорий во многом будет зависеть от результатов диверсификации сельской экономики на основе стимулирования развития несельскохозяйственных видов деятельности.

Одним из ключевых преимуществ настоящей Концепции является использование при ее разработке положительного опыта применения программно-целевого метода при решении социальных проблем сельского развития в рамках реализации Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 года N 620. За период 2003 - 2011 годов в рамках указанной программы введено 252,5 тыс. кв. метров жилых домов, более 2,7 тыс. сельских семей улучшили свои жилищные условия, в том числе 1,4 тыс. молодых семей и молодых специалистов. Активно проводились мероприятия по газо- и водоснабжению сельских населенных пунктов: ввод в действие распределительных газовых сетей (390 км), локальных водопроводов (610 км). Результаты реализации указанных программных мероприятий свидетельствуют об эффективности использования бюджетных средств для достижения целевых индикаторов и показателей: уровень газификации сетевым газом домов (квартир) вырос с 77% в 2006 г. до 79,18% в 2011 г., обеспеченность сельского населения питьевой водой - соответственно с 35% до 53 процентов.

Есть успехи в развитии социальной сферы сельской местности. В 2011 г., как и в предыдущие годы, растет число детей, родившихся вторыми. На 10 процентов в 2010 г. выросло количество детей, родившихся третьими, на 22 процента - четвертыми и на 15 процентов - пятыми и более. Эта тенденция сложилась в результате реализации федерального механизма "материнского капитала". С 2012 г. в Республике Мордовия введен республиканский "материнский капитал", финансируемый из республиканского бюджета Республики Мордовия, при рождении не только третьего ребенка, но и четвертого, пятого и последующих детей.

Исходя из этого, решения требует проблема обеспечения местами в детских садах. От этого во многом зависит рождаемость. В 2010 г. в районах республики открыты три детских сада. В действующих садах созданы дополнительные группы. Открыт частный детский сад в г. Саранске. Но ситуация остается напряженной. Очередь нуждающихся в местах в детском саду составляет сегодня около 1000 человек.

Система образования в целом переходит на новые принципы работы. Прорывным моментом в этом процессе призван стать созданный в 2010 г. ГНОБУ "Республиканский лицей - Центр для одаренных детей". Идет создание инновационной структуры подготовки кадров, включающей в себя отбор одаренной молодежи в республике и за ее пределами - развитие олимпиадного движения - учебу в Центре одаренных детей - учебу в одном из вузов республики - работу в технопарке.

Для отдаленных сельских населенных пунктов и небольших поселений будут созданы возможности пользования мобильным Интернетом. Школьный компьютерный класс может работать по заказам местных сельхозпредприятий, фермерских и личных подворий. В республике на 12 учащихся приходится 1 компьютер, а по России - на 20 учащихся 1 компьютер.

Жизненно важными вопросами являются сохранение и улучшение здоровья и развитие системы здравоохранения. Последние 10 лет мы ежегодно вводим в строй медицинские учреждения самого современного уровня. В 2009 г. открыт региональный сосудистый центр с тремя межрайонными отделениями для оказания помощи при тяжелых заболеваниях сердца и сосудов головного мозга.

Что касается наших высокотехнологических центров, то их конкурентоспособность будет обеспечена только при создании четкой системы подготовки кадров, формировании инновационных научно-клинических школ. Это особенно важно применительно к ГБУЗ "Мордовская республиканская клиническая больница", призванной стать крупнейшим межрегиональным лечебно-диагностическим комплексом, своего рода "медицинским технопарком".

В республике расширяется практика оказания высокотехнологичной медицинской помощи. ГБУЗ "Мордовская республиканская клиническая больница" второй год, наряду с ведущими федеральными центрами, получает 140 квот (по нейрохирургии и травматологии-ортопедии). В новых условиях квоты и объемы оказанной помощи должны увеличиваться в разы. Наиболее активно работают в этом направлении Торбеевская, Зубово-Полянская, Ковылкинская, Рузаевская, Краснослободская, Ардатовская центральные районные больницы.

В соответствии с приоритетным национальным проектом "Здоровье" повышена заработная плата отдельным категориям сельских врачей и среднего медицинского персонала, улучшено оснащение медицинских учреждений диагностическим оборудованием, автомобилями скорой помощи и расширена диспансеризация сельского населения.

Сохранению и улучшению здоровья способствует развитие физической культуры и спорта. С этой целью подписано соглашение о сотрудничестве Мордовии с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по развитию 22 видов спорта. Мордовия определена базовым центром для развития 7 летних и 3 зимних "опорных" олимпийских видов спорта. Продолжается строительство современных уникальных спортивных объектов в Саранске и районах республики.

Для достижения динамичных и позитивных преобразований в сельской местности необходима пролонгация программно-целевого подхода, используемого при реализации Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 года N 620. При этом потребуется обеспечение более высокого уровня и последовательности мер государственной поддержки, расширение ее диапазона, усиление государственной координации принимаемых мер, повышение эффективности использования направляемых на сельское развитие ресурсов.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить сбалансированность комплексного подхода и расстановку приоритетов, обеспечивающих оптимально-позитивный вариант развития ситуации в социально-экономическом развитии сельских территорий и создании предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.