Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в развитии сельских территорий без использования программно-целевого метода

Реализация Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 года N 620, и других мер государственной поддержки оказали положительное влияние на изменения в социально-трудовой сфере села в части повышения уровня и качества жизни сельского населения, позитивных сдвигов в демографической ситуации и на рынке труда. Однако разрыв в уровне и качестве жизни в сельской местности в сравнении с городом по-прежнему остается ощутимым.

Наряду с достаточно низкой заработной платой в сельском хозяйстве, совокупное неблагополучие в состоянии сельской социально-территориальной составляющей общества тормозит создание надлежащих условий для здорового образа жизни, повышения позитивной активности, работоспособности и результативной деятельности, а в итоге - для укрепления престижности аграрного труда и сельского места жительства.

Моноотраслевая экономика, низкая, экономически и социально несправедливая общественная оценка сельскохозяйственного труда не обеспечивают сельскому населению социально приемлемый уровень доходов. В среднем за 2011 г. заработная плата работников сельского хозяйства равнялась 10178,7 рубля в месяц, или 71,3% от среднереспубликанского уровня.

Из-за недостаточности объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности и неразвитости дорожной сети невысока территориальная доступность сельскому населению образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых и других социальных услуг.

Село все еще отстает от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству. Сетевым газом оборудовано 78,72% домов (квартир). По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, только 2/5 жителей села обеспечены доброкачественной водой.

В рамках Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 года N 620, на реализацию мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности на 2003 - 2011 годы было выделено 4392,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1385,9 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет) - 1621,7 млн. рублей, бюджетов муниципальных образований - 36,1 млн. рублей, внебюджетных источников - 1349,2 млн. рублей.

Поселенческий потенциал насчитывает 1248 сельских населенных пунктов. В период между переписями населения 1989 и 2002 годов республиканское село утратило 64 населенных пункта, на 10% увеличилось количество сел и деревень, не имеющих постоянных жителей. Как показали первые итоги всероссийской переписи населения 2010 года, процесс исчезновения сельских населенных пунктов с карты республики интенсивно продолжается.

Сельское развитие сдерживается слабостью институтов гражданского общества и, прежде всего, местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе.

При инерционном сценарии развития сложившаяся в сельских территориях проблемная ситуация усугубится, и село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, и другие общенациональные функции.

В соответствии с Основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года доля занятых в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охоте в общей численности занятых в экономике России в 2020 г. уменьшится до 5,7% (против 7,9% в 2010 году). В этой ситуации без принятия системы упредительных мер по развитию в сельской местности альтернативных видов деятельности и расширению рынка труда уровень занятости сельского населения снизится и увеличится отставание от горожан по уровню доходов.

Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, объекты социальной и инженерной инфраструктуры села не удастся повысить качество социальной среды обитания сельского населения.

Все это пагубным образом скажется на демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности. Согласно пессимистическому прогнозу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия численность сельского населения Республики Мордовия на начало 2021 г. по сравнению с 2010 г. сократится на 53,1 тыс. человек (16,2%), а удельный вес сельского населения снизится до 36,3 процента.

Переломить эту ситуацию невозможно без радикального повышения уровня занятости и доходов сельского населения, качества и престижности жизни на селе.

Дальнейшее обезлюдение сельских территорий приведет к активизации вывода из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и других природных ресурсов и представляет геополитическую опасность потери социального и хозяйственного контроля над обезлюдевшими сельскими территориями.