ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 ноября 2012 года N 671-Р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Минсельхозпрод Республики Мордовия.

3. Минсельхозпроду Республики Мордовия разработать проект Программы и в срок до 1 июля 2013 г. представить его в установленном порядке в Правительство Республики Мордовия.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ




Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 26 ноября 2013 года N 671-Р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"


Настоящая Концепция разработана в соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, Порядком разработки и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 года N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия" и является составной частью Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Мордовия

Активное преобразование сельского хозяйства, задачи модернизации агропромышленного комплекса являются приоритетными направлениями государственной политики.

Формирование модели устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства, сельских территорий является основной целью государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

Переход России к инновационному социально-ориентированному типу развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране и обеспечении продовольственной безопасности России.

Сельская местность Республики Мордовия до сих пор не утратила мощного природного, экономического, историко-архитектурного и этнокультурного потенциала, который при более рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое развитие, эффективную занятость и высокое качество жизни сельского населения.

Реализация Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 года N 620, приоритетных национальных проектов "Развитие агропромышленного комплекса", "Образование", "Здоровье", Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.

     За 2006 - 2011 годы продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличилась на 30% (в сопоставимых ценах). За последние годы республика достигла рекордных урожаев зерна: в 2011 г. по сравнению с 2005 г. объемы его производства возросли на 34%. За аналогичный период валовой сбор сахарной свеклы увеличился в 2,9 раза и составил 856,1 тыс. тонн. За эти шесть лет в сельхозорганизациях производство молока увеличилось в 1,5 раза, скота и птицы - в 2,1 раза. Основной прирост достигнут за счет производства мяса свиней - в 1,8 раза, птицы - в 1,8 раза.

     Продолжает сохраняться положительная динамика в развитии животноводства. За 2011 г. производство молока в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах составило 304,1 тыс. тонн с ростом к соответствующему уровню прошлого года на 3,1%, скота и птицы - 97,6 тыс. тонн, или на 15%, яиц - 1154,5 млн. штук, или на 19,6 процента.

     В республике на 1 января 2012 г. в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах поголовье коров к соответствующей дате 2011 г. увеличилось на 4,1 тыс. голов (на 5,6%), свиней - на 1,5 тыс. голов, птицы - на 129,4 тыс. голов (на 1,74%). Надой на 1 корову составил 4450 кг.

     При этом на протяжении последних нескольких лет республика занимает лидирующее положение среди регионов Приволжского федерального округа по производству в расчете на 1 жителя мяса, молока и яиц (1 место по итогам 2011 года). В целом по Российской Федерации по данным показателям Республика Мордовия вошла в первые шесть регионов (по производству молока и яиц - 2 место, по производству мяса - 6 место).

     В последние годы агропромышленный комплекс выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия. На развитие сельскохозяйственного производства направлена реализация Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы
, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 года N 79. В 2011 г. сельхозтоваропроизводителями привлечено более 10,7 млрд. рублей кредитных средств. С начала реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в сельское хозяйство было привлечено более 47,8 млрд. рублей субсидируемых кредитов.

Реализуются отраслевые целевые республиканские программы "Развитие мясного скотоводства Республики Мордовия на 2009 - 2012 годы" и "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2009 - 2012 годы", утвержденные приказом Заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 26 февраля 2009 года N 14а-П. Реализация названных программ позволит существенно увеличить объемы производства продукции животноводства, будет способствовать развитию сельских территорий, повышению уровня жизни на селе, росту конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. В агропромышленном комплексе республики реализуются 120 крупных инвестиционных проектов: 73 - в молочном животноводстве, 19 - в свиноводстве, 10 - по откорму крупного рогатого скота, 9 - в птицеводстве.

Основной формой хозяйствования на земле являются крупные и средние сельхозпредприятия, имеющие возможность применять мощную высокопроизводительную технику и крупные высокотехнологические комплексы в животноводстве. В настоящее время на территории республики функционирует 101 крупная и средняя сельскохозяйственная организация различной формы собственности.

Агрохолдинги и крупные сельхозпредприятия республики обрабатывают 39 процентов пашни, производят 54 процента зерна, 78 процентов сахарной свеклы, 89 процентов мяса, 53 процента молока. Агрохолдинги ведут свой бизнес не только в Мордовии, но и в других регионах страны.

ООО "Сыроваренный завод "Сармич" и ОАО "Сыродельный комбинат "Ичалковский" объединились в один холдинг, который способен перерабатывать до 350 тонн молока в сутки, внедрять инновационные технологии для переработки побочного продукта сыроварения - сыворотки, обеспечив тем самым безотходный цикл. На основе этого продукта можно выпускать различные витаминизированные напитки, извлекать белок альбумин, который необходим для детского и диетического питания, нужд фармакологии и кормопроизводства.

Солодовенный завод Саранского филиала пивоваренной компании "САН ИнБев" по итогам соревнования среди предприятий концерна за 2010 г., проводимого в рамках ежегодной глобальной программы превосходного производства, был признан лучшим в мире. Ставится вопрос о максимально возможных поставках пивоваренного ячменя: 180 - 200 тыс. тонн вместо 60 тыс. тонн в 2010 году.

Несмотря на лидерство крупных производителей, необходимо развитие малых форм хозяйствования, основная цель которых не столько в росте производства продукции, сколько в создании условий для получения необходимых доходов и обеспечении традиционного вида занятости. Необходимо обеспечить переход от примитивных форм ведения своих хозяйств к элементам организации современного крупного производства, создавая условия для результативного труда и получения конкурентоспособной продукции.

В республике 1216 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 160 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. В рамках отраслевой целевой программы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 165, ведется строительство 27 ферм.

Значительную роль в развитии сельского хозяйства и агропромышленного комплекса играет малый и средний бизнес. По состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Мордовия зарегистрировано 160 средних предприятий. Наиболее характерной для них являлась деятельность в области сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (37,5% от общего количества средних предприятий). В 2010 г. средняя численность работников средних предприятий с учетом внешних совместителей и работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, составила 16677 человек, средняя численность работников малых предприятий - 37547 человек. Лидирующая позиция по количеству работников средних предприятий принадлежала следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (39,8% от общего количества занятых на средних предприятиях).

Количество малых предприятий (без микропредприятий) по состоянию на 1 января 2011 г. составило 1369 единиц. Малые предприятия республики в основном занимались оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (25,0% от общего количества малых предприятий), 18,8% - строительством, 16,9% - операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.

Вместе с тем в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общереспубликанских интересах потенциала сельских территорий, улучшения уровня и качества жизни на селе.

Одним из основных инструментов решения стратегической задачи по повышению уровня и качества жизни на селе должна стать Программа.

Результаты ее реализации позволят стабилизировать численность сельского населения, поднять уровень занятости и доходов, приблизить условия жизнедеятельности на селе к городскому уровню.

В совокупности достижение к 2020 г. предусмотренных Программой целевых индикаторов и показателей будет способствовать укреплению основ для устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства Республики Мордовия.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Задачи агропродовольственной безопасности страны, повышение роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики на мировом рынке продовольствия требуют адекватных мер по повышению уровня и качества жизни на селе и, как следствие, роста престижности сельскохозяйственного труда, улучшения демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности. Наряду с этим повышение устойчивости социально-экономического положения сельских территорий во многом будет зависеть от результатов диверсификации сельской экономики на основе стимулирования развития несельскохозяйственных видов деятельности.

Одним из ключевых преимуществ настоящей Концепции является использование при ее разработке положительного опыта применения программно-целевого метода при решении социальных проблем сельского развития в рамках реализации Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 года N 620. За период 2003 - 2011 годов в рамках указанной программы введено 252,5 тыс. кв. метров жилых домов, более 2,7 тыс. сельских семей улучшили свои жилищные условия, в том числе 1,4 тыс. молодых семей и молодых специалистов. Активно проводились мероприятия по газо- и водоснабжению сельских населенных пунктов: ввод в действие распределительных газовых сетей (390 км), локальных водопроводов (610 км). Результаты реализации указанных программных мероприятий свидетельствуют об эффективности использования бюджетных средств для достижения целевых индикаторов и показателей: уровень газификации сетевым газом домов (квартир) вырос с 77% в 2006 г. до 79,18% в 2011 г., обеспеченность сельского населения питьевой водой - соответственно с 35% до 53 процентов.

Есть успехи в развитии социальной сферы сельской местности. В 2011 г., как и в предыдущие годы, растет число детей, родившихся вторыми. На 10 процентов в 2010 г. выросло количество детей, родившихся третьими, на 22 процента - четвертыми и на 15 процентов - пятыми и более. Эта тенденция сложилась в результате реализации федерального механизма "материнского капитала". С 2012 г. в Республике Мордовия введен республиканский "материнский капитал", финансируемый из республиканского бюджета Республики Мордовия, при рождении не только третьего ребенка, но и четвертого, пятого и последующих детей.

Исходя из этого, решения требует проблема обеспечения местами в детских садах. От этого во многом зависит рождаемость. В 2010 г. в районах республики открыты три детских сада. В действующих садах созданы дополнительные группы. Открыт частный детский сад в г. Саранске. Но ситуация остается напряженной. Очередь нуждающихся в местах в детском саду составляет сегодня около 1000 человек.

Система образования в целом переходит на новые принципы работы. Прорывным моментом в этом процессе призван стать созданный в 2010 г. ГНОБУ "Республиканский лицей - Центр для одаренных детей". Идет создание инновационной структуры подготовки кадров, включающей в себя отбор одаренной молодежи в республике и за ее пределами - развитие олимпиадного движения - учебу в Центре одаренных детей - учебу в одном из вузов республики - работу в технопарке.

Для отдаленных сельских населенных пунктов и небольших поселений будут созданы возможности пользования мобильным Интернетом. Школьный компьютерный класс может работать по заказам местных сельхозпредприятий, фермерских и личных подворий. В республике на 12 учащихся приходится 1 компьютер, а по России - на 20 учащихся 1 компьютер.

Жизненно важными вопросами являются сохранение и улучшение здоровья и развитие системы здравоохранения. Последние 10 лет мы ежегодно вводим в строй медицинские учреждения самого современного уровня. В 2009 г. открыт региональный сосудистый центр с тремя межрайонными отделениями для оказания помощи при тяжелых заболеваниях сердца и сосудов головного мозга.

Что касается наших высокотехнологических центров, то их конкурентоспособность будет обеспечена только при создании четкой системы подготовки кадров, формировании инновационных научно-клинических школ. Это особенно важно применительно к ГБУЗ "Мордовская республиканская клиническая больница", призванной стать крупнейшим межрегиональным лечебно-диагностическим комплексом, своего рода "медицинским технопарком".

В республике расширяется практика оказания высокотехнологичной медицинской помощи. ГБУЗ "Мордовская республиканская клиническая больница" второй год, наряду с ведущими федеральными центрами, получает 140 квот (по нейрохирургии и травматологии-ортопедии). В новых условиях квоты и объемы оказанной помощи должны увеличиваться в разы. Наиболее активно работают в этом направлении Торбеевская, Зубово-Полянская, Ковылкинская, Рузаевская, Краснослободская, Ардатовская центральные районные больницы.

В соответствии с приоритетным национальным проектом "Здоровье" повышена заработная плата отдельным категориям сельских врачей и среднего медицинского персонала, улучшено оснащение медицинских учреждений диагностическим оборудованием, автомобилями скорой помощи и расширена диспансеризация сельского населения.

Сохранению и улучшению здоровья способствует развитие физической культуры и спорта. С этой целью подписано соглашение о сотрудничестве Мордовии с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по развитию 22 видов спорта. Мордовия определена базовым центром для развития 7 летних и 3 зимних "опорных" олимпийских видов спорта. Продолжается строительство современных уникальных спортивных объектов в Саранске и районах республики.

Для достижения динамичных и позитивных преобразований в сельской местности необходима пролонгация программно-целевого подхода, используемого при реализации Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 года N 620. При этом потребуется обеспечение более высокого уровня и последовательности мер государственной поддержки, расширение ее диапазона, усиление государственной координации принимаемых мер, повышение эффективности использования направляемых на сельское развитие ресурсов.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить сбалансированность комплексного подхода и расстановку приоритетов, обеспечивающих оптимально-позитивный вариант развития ситуации в социально-экономическом развитии сельских территорий и создании предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.

 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в развитии сельских территорий без использования программно-целевого метода

Реализация Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 года N 620, и других мер государственной поддержки оказали положительное влияние на изменения в социально-трудовой сфере села в части повышения уровня и качества жизни сельского населения, позитивных сдвигов в демографической ситуации и на рынке труда. Однако разрыв в уровне и качестве жизни в сельской местности в сравнении с городом по-прежнему остается ощутимым.

Наряду с достаточно низкой заработной платой в сельском хозяйстве, совокупное неблагополучие в состоянии сельской социально-территориальной составляющей общества тормозит создание надлежащих условий для здорового образа жизни, повышения позитивной активности, работоспособности и результативной деятельности, а в итоге - для укрепления престижности аграрного труда и сельского места жительства.

Моноотраслевая экономика, низкая, экономически и социально несправедливая общественная оценка сельскохозяйственного труда не обеспечивают сельскому населению социально приемлемый уровень доходов. В среднем за 2011 г. заработная плата работников сельского хозяйства равнялась 10178,7 рубля в месяц, или 71,3% от среднереспубликанского уровня.

Из-за недостаточности объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности и неразвитости дорожной сети невысока территориальная доступность сельскому населению образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых и других социальных услуг.

Село все еще отстает от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству. Сетевым газом оборудовано 78,72% домов (квартир). По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, только 2/5 жителей села обеспечены доброкачественной водой.

В рамках Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 года N 620, на реализацию мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности на 2003 - 2011 годы было выделено 4392,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1385,9 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет) - 1621,7 млн. рублей, бюджетов муниципальных образований - 36,1 млн. рублей, внебюджетных источников - 1349,2 млн. рублей.

Поселенческий потенциал насчитывает 1248 сельских населенных пунктов. В период между переписями населения 1989 и 2002 годов республиканское село утратило 64 населенных пункта, на 10% увеличилось количество сел и деревень, не имеющих постоянных жителей. Как показали первые итоги всероссийской переписи населения 2010 года, процесс исчезновения сельских населенных пунктов с карты республики интенсивно продолжается.

Сельское развитие сдерживается слабостью институтов гражданского общества и, прежде всего, местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе.

При инерционном сценарии развития сложившаяся в сельских территориях проблемная ситуация усугубится, и село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, и другие общенациональные функции.

В соответствии с Основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года доля занятых в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охоте в общей численности занятых в экономике России в 2020 г. уменьшится до 5,7% (против 7,9% в 2010 году). В этой ситуации без принятия системы упредительных мер по развитию в сельской местности альтернативных видов деятельности и расширению рынка труда уровень занятости сельского населения снизится и увеличится отставание от горожан по уровню доходов.

Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, объекты социальной и инженерной инфраструктуры села не удастся повысить качество социальной среды обитания сельского населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»