Недействующий

 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ

от 21 декабря 2012 года N 306-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минсельхозпрода Республики Мордовия от 23.07.2024 N 360-П.
____________________________________________________________________

Во исполнение мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2013 - 2015 годы".

2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.

3. Направить настоящий приказ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия для включения его в федеральный регистр нормативно-правовых актов Республики Мордовия.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - начальника отдела развития отраслей животноводства и племенного дела Н.А.Давыдова.

Заместитель Председателя
Правительства - Министр сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
В.Н.СИДОРОВ




Приложение
к приказу Заместителя Председателя
Правительства - Министра сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
от 21 декабря 2012 года N 306-П

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2013 - 2015 годы"

Наименование Программы

"Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2013 - 2015 годы"

Основание для разработки Программы

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Исполнители Программы

Сельхозтоваропроизводители Республики Мордовия всех форм собственности (кроме личных подсобных хозяйств граждан)

Цель и задачи Программы

Цели Программы:
- обеспечение населения Республики Мордовия высококачественной говядиной в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120;
- увеличение импортозамещения мяса крупного рогатого скота за счет роста объемов производства;
- повышение конкурентоспособности мясного скотоводства на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО.
Задачи Программы:
- увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, в том числе маточного поголовья;
- увеличение производства высококачественной говядины скота мясных пород;
создание высокооплачиваемых рабочих мест.

Целевые индикаторы и показатели Программы

Показатели Программы:
- прирост маточного поголовья мясного скота всего за 2013 - 2015 годы - 2200 голов, в том числе:
2013 г. - 700 гол.;
2014 г. - 700 гол.;
2015 г. - 800 гол.
- прирост маточного поголовья помесного скота всего за 2013 - 2015 годы - 430 голов, в том числе:
2013 г. - 130 гол.;
2014 г. - 150 гол.;
2015 г. - 150 гол.
- создание новых рабочих мест - 35 ед.

Характеристика программных мероприятий

Комплекс мер, направленных на достижение целей, поставленных Программой:
- поддержка содержания маточного поголовья мясного скота;
- приобретение мясного и помесного молодняка крупного рогатого скота специализированными откормочными предприятиями для откорма в количестве 6000 голов;
- приобретение ежегодно по 500 голов мясного и помесного молодняка (нетели, телки) с неплеменных стад для формирования маточного поголовья товарных стад

Сроки реализации Программы

2013 - 2015 годы

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы в 2013 - 2015 годах составляет
2127,0 млн. рублей (в текущих целях), в т.ч. по годам:
2013 г. - 597,5 млн. руб.;
2014 г. - 738,0 млн. руб.:
2015 г. - 791,5 млн. руб.,
в том числе:
из средств республиканского бюджета Республики Мордовия всего - 35,1 млн. рублей, в том числе по годам:
2013 г. - 9,9 млн. руб.;
2014 г. - 12,2 млн. руб.;
2015 г. - 13,1 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации Программы будет обеспечено в 2015 году:
- увеличение численности скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород до 33,2 тыс. гол., или на 6,9 тыс. голов, в том числе маточного поголовья мясного скота на 2200 голов, маточного поголовья помесного скота - на 430 голов;
- увеличение валового производства высококачественной говядины до - 3080 тонн;
- повышение средней живой массы молодняка мясных пород, реализованного на мясо, с 395 до не менее 450 кг;
- создание 35 новых рабочих мест.

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее реализации

Реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ежегодно до 1 апреля готовит отчет о ходе и результатах реализации Программы и представляет в Министерство экономики Республики Мордовия, Министерство финансов Республики Мордовия. В отчете дается оценка хода реализации Программы за прошедший год.

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2013 - 2015 годы" (далее Программа) разработана в соответствии с Государственной программой Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 года N 404, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2006 года N 187 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".

Главными приоритетами Программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение роста объемов производства основных видов продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса республики.

Программа призвана стать инструментом для достижения приоритетных целей устойчивого развития сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия, что является частью функций Минсельхозпрода Республики Мордовия по проведению государственной политики в сфере АПК.

 1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства

Мясной подкомплекс Республики Мордовия по своему значению является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса, он позволяет производителю использовать трудовые и материальные ресурсы в течение всего года, обеспечить занятость населения и снабжение его мясом. В мясном балансе республики на долю говядины и телятины приходится 22%. Проблема повышения эффективности производства продукции мясного скотоводства является на сегодняшний день одной из важнейших для сельского хозяйства республики. Негативные тенденции в отраслях животноводства, начавшиеся в период реформирования АПК, выражались, прежде всего, в сокращении численности поголовья сельскохозяйственных животных, снижении объемов производства продукции животноводства, в том числе мяса крупного рогатого скота. И лишь в последние 5 - 6 лет наметился рост производства мяса птицы и свинины, как скороспелых отраслей.

С 1990 года объем производства говядины имеет тенденцию к снижению и в 2011 году составил 20,5 тыс. тонн в убойном весе, со снижением к 1992 году на 57%.

Это означает, что значительно уменьшилась обеспеченность населения собственным высококачественным мясом - говядиной. Недостаток восполнился за счет ввоза мясного сырья зарубежного происхождения, часто с недостаточно качественными санитарно-гигиеническими характеристиками.

Произошедший спад поголовья крупного рогатого скота с 669,6 тыс. голов в 1990 году до 298,9 тыс. голов в 2011 году не сопровождался объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением поголовья мясного скота.

При этом и сегодня практически всю говядину получают от откормочного контингента из молочных стад. Производство крупного рогатого скота в Республике Мордовия, как и в России, характеризуется низкими качественными показателями. Среднесуточные приросты на выращивании, откорме и нагуле составляют менее 500 гр., средняя живая масса скота, реализованного на убой - 395 кг, высокая доля низкокачественной говядины, получаемой от убоя выбракованных коров. Выращивание крупного рогатого скота ведется экстенсивными методами, с большими затратами средств, расход корма на 1 кг прироста превышает норму почти вдвое.

Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассмотреть как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства. Для кардинального изменения ситуации в подотрасли, создания условий для дальнейшего роста необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота мясных пород в долгосрочной перспективе.

Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства, как поставщика высококачественной говядины до 2020 года в объемах не менее 7 тыс. тонн в живой массе, Республика Мордовия располагает всеми необходимыми предпосылками:

наличие 276,6 тыс. га естественных кормовых угодий и 109,7 тыс. га неиспользуемой пашни;

наличие разветвленной сети ветеринарной и племенной служб;

наличие высококвалифицированного аграрного научного потенциала.

Таблица 1


 Анализ состояния мясного скотоводства в Республике Мордовия

Показатели

Ед. изм.

2006 г.

2008 г.

2011 г.

2011 г. к 2006 г., %

Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях и К(Ф)Х, всего

тыс. голов

211,2

209,3

211,6

100,2

в том числе специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего

тыс. голов

0,4

2,7

25,1

62,75

Валовое производство говядины в живом весе

тыс. тонн

17,3

18,3

18,0

104

Рентабельность производства мяса

%

-12

-17

-24

x


В настоящее время в республике мясным скотоводством занимаются 84 хозяйства, из них 65 - сельхозпредприятия и 19 - К(Ф)Х. Развивается племенная база мясного скотоводства.

В настоящее время в Республике Мордовия функционируют 2 племенных репродуктора: ООО "Герефордресурс" по герефордской породе и ООО АПО "Сабаево" по лимузинской породе.

В ООО "Подсобное хозяйство Темниковского района завезено из США 1000 голов племенного молодняка абердин-ангусской породы с целью организации племенного предприятия.

 1.2. Характеристика проблемы

Главным препятствием для устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства является отсутствие достаточной численности специализированного мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма и низкая экономическая мотивация откорма скота и производства говядины.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1. Низкой долей мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины, по сельхозпредприятиям республики на уровне 10,0%.

По состоянию на 1 января 2012 года в сельхозорганизациях республики насчитывалось всего 25,1 тыс. голов крупного рогатого скота содержащегося по мясной технологии, в том числе 9,0 тыс. голов маточного поголовья. Всего два хозяйства в статусе племенных репродукторов.

В сложившихся условиях наравне с наращиванием маточного поголовья мясного скота необходимо продолжить работу по увеличению маточного поголовья помесного скота.

Во многих странах пополнение мясного скота в товарных стадах происходит именно за счет промышленного скрещивания части коров и телок молочных стад с быками мясных пород.

В рамках данной Программы в Республике Мордовия также планируется за счет части низкопродуктивного маточного поголовья молочных стад пополнение маточного поголовья мясных товарных ферм.

2. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах, который по основным показателям ниже мировых на 30 - 50% и более.

Такое состояние обусловлено недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.

Государственная поддержка приобретения племенного молодняка через систему лизинга и компенсация части затрат на покупку молодняка недостаточна по объему и не может решить полностью проблему.

3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на убой молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 395 кг вместо 450 - 500 кг.

Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного поголовья КРС в республике означает, что сельхозпредприятия только за 2011 год недополучили около 2,5 тыс. тонн мяса КРС (реализовано на убой всего 45341 голова КРС, средне-сдаточная масса - 395 кг, 395 кг - 450 кг = -55 кг). Стимулирование откорма молодняка до более высокой живой массы проводится только из местных бюджетов, что явно недостаточно по объему и не решает проблему.

Реализация мелковесного скота на мясоперерабатывающие предприятия обуславливает также увеличение затрат по убою скота и переработке туши в расчете на единицу готовой продукции, что приводит к дополнительному росту розничных цен.

Для большинства сельхозпредприятий доращивание и откорм КРС на мясо убыточно. В связи с чем ежегодно только из сельхозпредприятий республики реализуется на сторону до 23 - 24 тыс. голов молодняка крупного рогатого скота, (за 2011 год - 23547 гол), а закупается только 2 - 3 тыс. голов (за 2011 г - 2299 гол). Реализационная себестоимость мяса КРС в живом весе за 2011 год составила 90,6 рубля за 1 кг, а цена реализации - 68,5 рублей, в целом от реализации мяса КРС получено 530 млн. рублей убытков.

Государственная поддержка откорма молодняка из мясных стад и полукровных помесей, полученных в молочных стадах, до живой массы 450 кг и выше обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде и, косвенно, будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента.

4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов в мясном скотоводстве и откормочных предприятиях.

Несмотря на принятые за последние годы меры по восстановлению скотомест в откормочных предприятиях, в настоящее время в республике имеется всего 12000 скотомест, отвечающих современным технологиям, что составляет не более 25% к потребности. В остальных действующих откормочных предприятиях и фермах сохранилась неэффективная технология содержания молодняка в капитальных, дорогих помещениях, оснащенных энергоемким оборудованием для уборки навоза и раздачи кормов.

Технологии содержания мясных коров с телятами в облегченных помещениях, а откормочного молодняка - на открытых площадках, в Республике Мордовия только начинают отрабатываться.

5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.

Основным источником дешевых кормов являются естественные кормовые угодья (сенокосы и пастбища). В республике имеется сенокосов - 48 тыс. га и пастбищ - 298,4 тыс. га. Однако естественные кормовые угодья во всех районах республики имеют низкую урожайность. Большие площади лугов находятся в запущенном состоянии и дают крайне низкий урожай сена и пастбищных кормов. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником, мелколесьем и непоедаемыми травами.

Проведение работ по их улучшению увеличивает урожайность в несколько раз, улучшает качество кормов.

Для производства объемистых кормов, в целях обеспечения планируемого поголовья мясного скот, имеются залежные земли - 53 тыс. га, а также неиспользуемая пашня (более 100 тыс. га).

При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе бобовые многолетние травы, бобово-злаковые и другие.

Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины и не позволяет достигнуть конкурентной способности отрасли.

6. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»