Наиболее существенное влияние может оказать риск дефицита областного бюджета и недофинансирование перевозчикам выпадающих доходов от перевозки льготных категорий пассажиров в случае ухудшения экономической ситуации в стране.
Минимизировать риск возможно путем регулирования объемов государственного заказа на перевозку льготных категорий пассажиров, совершенствования транспортной системы Кемеровской области.
Высокое воздействие на реализацию КПТО может оказать старение и износ подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного и автомобильного видов транспорта на территории Кемеровской области.
Для минимизации указанного воздействия необходимы выполнение в полном объеме обязательств Кемеровской области в части возмещения убытков от перевозок пассажиров в пригородном сообщении автомобильным и железнодорожным транспортом компаниям-перевозчикам, сотрудничество с ОАО "РЖД" в сфере обновления подвижного состава и модернизации инфраструктуры, проработка проектов организации пригородного сообщения железнодорожным транспортом с использованием коротковагонного подвижного состава.
Сохранению на прежнем уровне активности населения на транспорте и количества пассажиров, перевезенных в пригородном сообщении, могут способствовать меры по сохранению доступной тарифной политики на транспорте, а также работа по оптимизации графиков движения и маршрутной сети.
На основе прогноза пассажиропотока с учетом объективных инфраструктурных ограничений сформирован региональный заказ и определены требования к параметрам осуществления пригородных пассажирских перевозок.
При формировании регионального заказа учтены меры по оптимизации размеров движения пригородных поездов, при этом все действующие маршруты движения сохраняются.
Расчеты уровней экономически обоснованных тарифов произведены исходя из прогнозируемых объемов расходов, требуемых для осуществления пригородных перевозок, а также планируемых объемов работы с учетом индексов дефляторов, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации. По пригородным железнодорожным перевозкам предполагается сохранение льготной 0-процентной ставки НДС до 2030 года, а также льготной 1-процентной ставки по использованию инфраструктуры.
Объем место-км по автомобильному транспорту определен исходя из плановых место-км и коэффициента использования вместимости, полученного по результатам натурных обследований пассажиропотока на маршрутах. Объем место-км по железнодорожному транспорту определен на уровне плановых пасс-км исходя из объема ваг-км заказа и ожидаемой средней населенности вагона. Тарифы на железнодорожном транспорте определены за 10 пасс-км, на автомобильном транспорте - руб. за 1 км.
5. Требования к параметрам регионального плана (заказа) осуществления пригородных пассажирских перевозок
Данные требования с учетом реализации всех необходимых мероприятий обеспечат безубыточность функционирования компании-перевозчика.
Возмещение компенсации выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний осуществляется в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.07.2010 N 298 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета, направляемых на поддержку предприятий пассажирского автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси), речного и железнодорожного транспорта пригородного сообщения".
Размер предоставляемых субсидии определяется в следующем порядке.
Для автомобильного транспорта общего пользования на пригородных маршрутах в Кемеровской области субсидии предоставляются за фактически выполненную транспортную работу (перевозку пассажиров) в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и определяются как разница между затратами организации на перевозку пассажиров и доходами организации, полученными:
от перевозки пассажиров по тарифам, утвержденным региональной энергетической комиссией Кемеровской области;
от возмещения расходов на предоставление льготного проезда в качестве установленной действующим законодательством Кемеровской области меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Для железнодорожного транспорта объем субсидии определяется за фактически перевезенных пассажиров в электропоездах пригородного сообщения в пределах территории Кемеровской области в пределах лимитов бюджетных обязательств суммированием:
скидок, сложившихся в результате разницы между тарифами на экономически обоснованном уровне и тарифами для пассажиров, не имеющих права бесплатного проезда, утвержденными региональной энергетической комиссией Кемеровской области;
стоимости бесплатного проезда пенсионеров согласно Закону Кемеровской области от 26.06.97 N 21-ОЗ "О сезонном предоставлении льгот отдельным категориям граждан на проезд в пригородном сообщении автомобильным, железнодорожным и водным транспортом";
стоимости льготного проезда обучающихся общеобразовательных учреждений старше 7 лет, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, получающих соответствующее образование по очной форме обучения, а также воспитанников губернаторских заведений согласно Закону Кемеровской области от 17.01.2005 N 3-ОЗ "Об установлении льготы по тарифам на проезд транспортом общего пользования отдельным категориям обучающихся".
Задолженность перед перевозчиками и неурегулированные споры между Кемеровской областью и перевозчиками железнодорожным и автомобильным транспортом отсутствуют.
По погашению задолженности Кемеровской области прошлых лет перед перевозчиками в 2015 году заключено соглашение сроком на 10 лет на сумму 324 млн. руб., которое выполняется своевременно.
В таблице 17 представлены данные об объемах и стоимости транспортного заказа железнодорожного транспорта, а в таблице 18 - данные об объемах и доходности транспортного заказа по автомобильному транспорту.