Обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики. Под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять установленные расходными обязательствами задачи.
С учетом ограничений на размер дефицита бюджета, а также на размер государственного долга и объем расходов на обслуживание государственного долга, предусмотренных бюджетным законодательством, стратегической задачей на долгосрочный период является осуществление взвешенной долговой политики, сохранение умеренной долговой нагрузки, совершенствование системы управления долговыми обязательствами и соблюдение целевых показателей, установленных государственной программой Кабардино-Балкарской Республики "Управление государственными финансами, государственным долгом и межбюджетными отношениями в Кабардино-Балкарской Республике" на период до 2020 года.
В сложившихся условиях основными задачами в области долговой политики являются:
максимально возможное сдерживание роста объема государственного долга Кабардино-Балкарской Республики;
оптимизация расходов на обслуживание государственного долга Кабардино-Балкарской Республики;
своевременное исполнение долговых обязательств Кабардино-Балкарской Республики.
Для решения указанных задач необходимо:
осуществлять мониторинг полноты использования бюджетных ассигнований получателями средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и кассовое прогнозирование его исполнения;
осуществлять мероприятия по наращиванию объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
проводить анализ процентных ставок за пользование заемными средствами на рынке кредитов;
использовать все возможности замены банковских кредитов кредитами, предоставляемыми из федерального бюджета на частичное покрытие дефицита республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и пополнение остатков средств на едином счете республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики при его исполнении. Данный вид заимствований отличает пониженная процентная ставка 0,1% годовых. Использование бюджетного кредита позволяет значительно снизить расходы на обслуживание государственного долга Кабардино-Балкарской Республики;
продолжить практику среднесрочных и долгосрочных заимствований в форме банковских кредитов на срок до 3 лет;
взвешенно подходить к вопросу увеличения обязательств по государственным гарантиям, которое оказывает влияние на основные параметры бюджета, так как объем предоставленных гарантий включается в общий объем государственного долга Кабардино-Балкарской Республики, расходы бюджета и источники финансирования дефицита. При этом обеспечение точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного вида обязательств крайне затруднено в связи с неопределенностью условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка. Эта особенность значительно осложняет бюджетное планирование как на короткий период, так и на долгосрочную перспективу.
При реализации долговой политики Правительство Кабардино-Балкарской Республики будет исходить из основных макроэкономических показателей Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации. Предполагается ограничить темп роста государственного долга Кабардино-Балкарской Республики темпом роста собственных доходов Кабардино-Балкарской Республики. Таким образом, рост государственного долга Кабардино-Балкарской Республики не будет снижать уровень инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также позволит обслуживать возрастающие расходы на обслуживание государственного долга Кабардино-Балкарской Республики без негативного влияния на экономику в целом.