Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

Сопоставление параметров прогноза в 2015 - 2017 годах по сравнению с прогнозом социально-экономического развития Республики Алтай на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренным распоряжением Правительства Республики Алтай от 14 октября 2014 года N 586-р


Корректировка базового варианта прогноза по сравнению с одобренным в октябре 2014 года, прежде всего, связана с замедлением темпов экономического роста в Республике Алтай и России в целом на фоне ухудшения геополитической обстановки.

По сравнению с вариантом прогноза, одобренным в октябре 2014 года, представленный вариант прогноза скорректирован по ряду показателей в сторону их ухудшения. Изменение коснулось, прежде всего, макроэкономических параметров - ВРП, инвестиций в основной капитал, доходов населения, инфляции, безработицы.

По оценке 2015 года темпы роста инвестиций в основной капитал снижены на 23,3 процентных пунктов (здесь и далее - изменение относительного второго варианта прогноза), розничного товарооборота - на 9,8 процентных пунктов, платных услуг населению - на 5,7 процентных пунктов, реальной заработной платы - на 17,1 процентных пунктов. Показатели инфляции увеличены на 6,7 процентных пунктов, общая безработица - на 0,3 процентных пункта, зарегистрированная безработица - на 0,7 процентных пункта.

Снижение темпов производства в основных отраслях экономики республики неминуемо приведет к снижению темпов роста ВРП по сравнению с запланированными. Так, скорректированная оценка показателя индекса физического объема ВРП в 2015 году составила 99% к уровню предыдущего года против 103,2% в ранее одобренном прогнозе. Динамика ВРП в 2016, 2017 годах в среднем понижена на 2,3 процентных пунктов в год.

Новая оценка темпа роста инвестиций на 2015 год - 87%, что на 23,3 процентных пункта ниже ожидаемых в рамках одобренного прогноза (110,3%).

Уточнение оценки связано с отставанием динамики роста инвестиций за январь - июнь текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (80,1%). Высокая стоимость заемных ресурсов, рост долговой нагрузки и общая экономическая неуверенность инвесторов обусловили сокращение инвестиций частных компаний. Жесткие бюджетные ограничения, в свою очередь, влияют на сокращение государственных капитальных вложений. Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал за 2016, 2017 годы составит 1,6%, что ниже прошлогодних оценок на 6 процентных пунктов.

Индекс промышленного производства в 2015 году ожидается на уровне 101,7%, что на 0,9 процентных пункта ниже оценки, принятой в ранее одобренном прогнозе (102,6%). В 2016, 2017 годах динамика промышленного производства пересмотрена в сторону понижения на 1,5 процентных пункта в среднем.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса позволит сохранить положительную динамику сельскохозяйственного производства, наметившуюся в первой половине текущего года. По итогам 2015 года темп роста по виду деятельности "сельское хозяйство" ожидается на уровне 100,4% к 2014 году, что на 2,7 процентных пунктов ниже оценки, принятой в ранее одобренном прогнозе (103,1%).

Оценка темпов роста производства продукции сельского хозяйства в 2016, 2017 годах понижена по сравнению с ранее одобренным прогнозом на 2,8 - 2,9 процентных пунктов.

Показатели инфляции в 2015 году составят 12,2 процентов, что выше, чем предусматривалось ранее на 6,7 процентных пунктов. Опережающими темпами будут увеличиваться цены на продовольственные товары, причем наибольший рост цен приходится на первое полугодие текущего года.

Снижение потребительского спроса вследствие высокой инфляции и замедления темпов роста денежных доходов населения сказывается на снижении динамики объемов розничного товарооборота, платных услуг населению (по итогам 2015 года 95% и 98% соответственно к уровню 2014 года). В 2016, 2017 годах темпы прироста розничной торговли понижены в среднем на 3 процентных пункта в год.

В 2015 году показатель уровня зарегистрированной безработицы составит 2,9% к экономически активному населению (в ранее одобренном прогнозе - 2,2%).

Намечается замедление темпов роста среднемесячной заработной платы 1 работника в номинальном выражении до 103,3% к уровню 2014 года (ранее прогнозировалось 113,1%). Реальная заработная плата составит 90,5% к уровню 2014 года (ранее - 107,62%), реальные денежные доходы населения - 101% (ранее - 101,3%).

Вследствие опережающего роста цен, в особенности на продовольственные товары, в текущем году значительно возросла величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, составив за 1 квартал 9513 рублей (128,5% к 1 кварталу 2014 года, 116,3% к IV кварталу 2014 года), за 2 квартал (проект) - 9596 рублей. В целом за год показатель прогнозируется на уровне 9254 рублей, что на 17% больше, чем в 2014 году (7909 рублей), и на 11,5% больше, чем прогнозировалось ранее. Это повлечет рост численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 20,8% к общей численности населения в 2014 году (по предварительным данным) до 22,8%.