(с изменениями на 24 декабря 2020 года)
(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 21.11.2019 2191-З N 293-VI, от 24.12.2020 2292-З N 495-VI)
Принят
постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 14.03.2016 З N 738-V
1. Настоящий Закон регулирует правоотношения, направленные на формирование ответственного родительства, пропаганду традиционных семейных ценностей в соответствии с национальными традициями и обычаями, природными и климатическими условиями, духовно-нравственными устоями общества, государства.
2. Социальные и иные меры поддержки семей, материнства, отцовства и детства регулируются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
1. Основные понятия:
1) семья - объединение двух и более лиц, основанное на браке, родстве и (или) свойстве, усыновлении (удочерении) и иных формах принятия детей на воспитание, связанное общностью жизни, ведением совместного хозяйства и (или) воспитанием детей, а также личными и имущественными правами и обязанностями, предусмотренными законодательством;
2) ребенок (несовершеннолетний) - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия);
3) родители и лица, приравненные к родителям, - отец и мать ребенка, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители;
4) законные представители ребенка - родители и иные лица, имеющие право представлять интересы ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) ответственное родительство - реализация родителями своих прав и обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, сохранению здоровья ребенка исходя из его законных интересов и потребностей, создание условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться;
6) содержание ребенка родителями - материальное и финансовое обеспечение условий для воспитания, обучения, развития, сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов ребенка;
7) воспитание ребенка родителями (иными законными представителями) - система взаимоотношений между родителями и ребенком, направленная на его развитие, создание условий для самоопределения и самореализации ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;
8) обучение ребенка родителями (иными законными представителями) - образовательный и воспитательный процесс, в ходе которого ребенок овладевает умениями, навыками и знаниями, развивает способности, приобретает опыт деятельности и применения знаний в повседневной жизни, у него формируется мотивация к дальнейшему саморазвитию;
9) развитие ребенка родителями - создание условий для духовно-нравственного, физического, интеллектуального, творческого развития способностей ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
10) сохранение здоровья ребенка родителями - создание условий для сбережения здоровья ребенка;
11) защита прав и законных интересов ребенка родителями - действия родителей, направленные на осуществление мер по защите прав и интересов ребенка.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что в законодательстве Российской Федерации и законодательстве Республики Саха (Якутия).
Законодательство Республики Саха (Якутия) об ответственном родительстве основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, других нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).
Принципами ответственного родительства являются:
1) признание и осознание родителями ответственности за содержание, воспитание, обучение, развитие, здоровье, защиту прав и законных интересов ребенка;
2) добровольность выбора родителями способов, методов воспитания ребенка, не противоречащих законодательству и духовно-нравственным устоям общества;
3) равное участие родителей в воспитании и развитии ребенка;
4) реализация права ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
1. Права и обязанности родителей основываются на происхождении ребенка, удостоверенном в установленном законом порядке.
2. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своего ребенка (родительские права).
3. Родители обязаны принимать меры по недопущению нахождения ребенка в условиях, угрожающих его безопасности и здоровью.
4. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами.
5. Родители обязаны содержать ребенка.
6. Родители обязаны создавать в семье условия, способствующие духовному росту, развитию, воспитанию, обучению, сохранению и укреплению здоровья ребенка в соответствии с его возрастом и полом, материальному и духовному благополучию ребенка.
7. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью своего ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания ребенка должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.
8. Родители имеют право обратиться в территориальный орган управления социальной защиты населения для получения социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-правовой и социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) о социальном обслуживании.
9. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из законных интересов ребенка и с учетом его мнения. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.
2. Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своего ребенка;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
3. Родители обязаны соблюдать установленный порядок взаимоотношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями, уважать честь и достоинство участников образовательного процесса.
4. Родители обязаны обеспечить получение ребенком общего образования.
5. Родители обязаны создать условия для жизни ребенка и воспитывать его в духе этнопедагогики, семейных традиций, уважения к традициям и обычаям предков, родному языку и культуре; учить бережному отношению к государственной, муниципальной и частной собственности, прививать уважение к правам, свободе и достоинству других людей, гуманное отношение к природе и всему живому, терпимости; научить его управлять своими поступками и критически их оценивать; формировать законопослушное поведение.
6. Родители обязаны воспитывать у ребенка уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, формировать у ребенка умения и навыки самообслуживания, потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
7. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
1. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своего ребенка и получении им медицинской помощи.