Основными направлениями в стабилизации финансово - кредитной системы, совершенствовании механизма мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов в области рассматриваются:
- рациональное использование бюджетных средств;
- кредитная и инвестиционная политика;
- развитие денежного обращения и фондового рынка.
В качестве первоочередной меры финансовой стабилизации проводится комплексная реструктуризация долгов предприятий, ревизия и инвентаризация всех активов, источников доходов, которыми располагает область (материальных, ресурсных, внешних и др.)
7.1. Система налогообложения
В рамках возможностей реформирования законодательства на областном уровне сложившаяся фискальная система налогообложения преобразуется в систему, стимулирующую рост объемов производства путем смещения налогового бремени с доходов за результаты труда к фиксированным платежам за ресурсы.
Налоговые изъятия не должны превышать 20 - 25% в суммарном объеме валовой добавленной стоимости.
Для этого предлагается:
- сокращение количества местных налогов и сборов, в том числе лицензионных сборов с товаропроизводителей;
- селективное снижение ставок налога на прибыль и имущество;
- разработка стабильной системы налоговых льгот и налоговых кредитов, увязанной с улучшением экономических показателей субъектов налогообложения;
- установление дифференцированных ставок налогов на имущество юридических и недвижимость физических лиц, а также введение повышенных ставок налогов на сверхприбыль торгово-посреднических и финансовых структур;
- усиление контроля за взиманием налогов, сокращением недоимок, в том числе путем их оформления в векселя, акции и облигации, с последующим использованием на рынке ценных бумаг и при формировании продовольственного либо обменного фонда области;
- разработка системы налоговых и других льгот, стимулирующих, выполнение областного и муниципального заказа, развитие малого бизнеса и предпринимательства, а также для экспортоориентированных или импортозамещающих производств и предприятий, созданных с привлечением иностранных инвестиций;
- в бюджетной политике активнее действовать налоговыми рычагами, имея в виду не фискальную, реквизиционную, а стимулирующую роль налогов;
- объектами налоговых льгот должны стать инвестиции в новые технологии, закупаемое оборудование, прибыль от реализации продукции, производимой на вновь созданных рабочих местах;
- при согласии федеральных органов исполнительной власти - разработка и экспериментальное применение на первом и на втором этапах регрессивной системы налогообложения по налогу на прибыль и подоходному налогу.
7.2. Эффективное использование бюджетных средств
В целях повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов предлагается:
- ввести конкурсный способ выделения средств на инвестиции производственного назначения и на непроизводственное строительство;
- путем оптимизации экономических функций управления сократить расходы на содержание управленческого аппарата, общий фонд оплаты труда аппарата органов управления поставить в зависимость от динамики основных показателей хозяйственной деятельности в курируемых отраслях;
- при расходовании бюджетных средств считать приоритетными затраты во внутриобластной оборот;
- снизить затраты бюджета путем реализации бюджетным учреждениям продукции через производственно - коммерческие центры по специальной схеме;
- обеспечить приоритетное использование бюджетных средств на финансирование внутриобластных исполнителей территориального заказа;
- обеспечить контроль органов государственной власти за экономической эффективностью использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
- разделение бюджета на оперативную и инвестиционную части (бюджет развития) с определением отдельных конкретных источников формирования их доходных статей;
- фиксировать в бюджете объем финансирования социальных программ в процентах от общего объема бюджета;