Функционирование и развитие системы носит противоречивый характер.
С одной стороны, шел процесс накопления позитивных моментов в деятельности системы, связанных в основном, с адаптацией образовательных учреждений к деятельности в новых социально - экономических условиях.
1. Система образования области имеет необходимый образовательный потенциал.
2. Положительные изменения произошли в системе высшего образования.
Создан и функционирует Курганский государственный университет. На базе военного авиационного училища открыт Курганский военный институт федеральной пограничной службы России.
3. В системе среднего профессионального образования созданы три колледжа. На базе профессионального лицея N 10 - технологический, на базе педагогического и медицинского училищ - педагогический и медицинский.
4. Сохранена система начального профессионального образования и ведется работа по ее реформированию.
5. Изменились формы деятельности учреждений дополнительного образования детей. Создан областной центр экологического образования.
6. Продолжается процесс совершенствования системы общего образования.
Основными результатами ее реформирования являются разработка регионального компонента областного базисного учебного плана, создание и развитие вариативных образовательных учреждений нового типа, обеспечение повышенного, базового, компенсирующего уровней образования. Разработаны и внедрены в практику механизмы информационного обеспечения региональной системы образования.
7. Дошкольные образовательные учреждения осваивают новые педагогические технологии, создается система оказания методической и консультативной помощи детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, и их семьям, внедряется диагностика уровня готовности к обучению в школе выпускников детских дошкольных учреждений.
С другой стороны, в системе образования наблюдаются и отрицательные тенденции.
1. Социальная и экономическая нестабильность в деятельности образовательных учреждений региональной системы образования.
2. Противоречивость нормативно-правовой базы функционирования и развития системы образования.
3. Недостаточное финансирование образования. Неотработанность нового механизма многоканального финансирования образовательных учреждений.
4. Ухудшение социального положения и состояния здоровья детей.
5. Рост платных образовательных услуг в системе образования.
6. Усиление проблем, связанных с передачей образовательных учреждений с федерального бюджета на региональный уровень.
7. Осложнение ситуации в системе дополнительного образования.
8. Большая доля (38%) малокомплектных школ в сельской местности, приводящая к удорожанию образования и сложностям реформирования, а также ресурсного обеспечения школ данного типа.
9. Недостаточное научно - методическое обеспечение образовательного процесса по причине нехватки научно - педагогических кадров.
10. Информационная и профессионально - педагогическая обособленность системы образования области: слабо выраженные связи во взаимодействии с региональными, федеральными, международными информационными системами, отдельными их звеньями; недостаточные профессионально - педагогические контакты с образовательными системами региона, страны в целом.
11. Недостаточная сформированность единого образовательного пространства. Отсутствие необходимого перспективного взаимодействия между отдельными образовательными сферами, особенно учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Выявленные тенденции позволили сформировать основную цель и задачи функционирования и развития системы образования на территории области в 1998 - 1999 гг.