При общей оценке стоимости Программы в 778 млн. руб. (см. таблицу N 3) предполагается, что в первые два года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных ресурсов всех уровней. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы.
Предполагается переселение граждан из ветхого и аварийного государственного (ведомственного) жилищного фонда площадью 11390 кв. м и затратами в пределах 100 млн. рублей.
Величина и объем средств областного целевого бюджетного фонда должны ежегодно утверждаться областной Думой в рамках обычных процедур утверждения бюджета. Составление заявки на выделение средств в целевой бюджетный фонд на очередной финансовый год необходимо проводить на основе сформированной сводной областной программы по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда на очередной год, а также информации о том, как реализуется сводная программа в текущем году. При составлении заявки необходимо также использовать отчеты об исполнении бюджета целевого бюджетного фонда в предыдущих годах. По итогам очередного финансового года орган, управляющий средствами данного фонда (Департамент экономики Курганской области), должен подготовить отчет об исполнении бюджета целевого бюджетного фонда. В отчет должна включаться информация о составленной сводной областной программе по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, процедуре проведения конкурса среди муниципальных программ, результатах конкурса, объеме направленных на реализацию муниципальных программ средств, результатах мониторинга данных муниципальных программ.
В конце каждого отчетного периода муниципальные целевые бюджетные фонды должны представлять данные о расходовании средств, полученных из областного целевого бюджетного фонда. Такая отчетность должна являться обязательным условием получения средств из областного фонда в будущем.
Источником бюджетных средств задействованным для реализации Программы могут стать средства расходуемые на дотирование жилищно - коммунального хозяйства.
Увязка программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с программой реформирования жилищно - коммунального хозяйства должно существенно увеличить бюджетные ресурсы, которые являются пока основными финансовыми источниками, а в дальнейшем их доля в финансировании программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет сокращаться.
К бюджетным источникам могут быть отнесены муниципальные ресурсы, в виде передаваемых застройщиками муниципальному образованию квартир во вновь построенных домах.
Муниципальные бартерные ресурсы в виде квартир образуются за счет большей разности между продажной стоимостью жилья и его себестоимостью.
Ключевая задача Программы состоит в формировании внебюджетных финансовых источников для решения проблем переселения граждан и развития освобождающихся территорий.
К внебюджетным источникам могут относится:
- средства хозяйствующих субъектов для переселения граждан из ведомственного ветхого и аварийного жилищного фонда;
- платежи населения в виде платы за найм муниципального жилья, которые отражают дифференциацию потребительских качеств муниципального жилищного фонда и могут использоваться на его реновацию;
- внебюджетные платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) земельных участков, где расположен ликвидируемый жилищный фонд, под коммерческое строительство;
- кредиты банков;
- муниципальные займы;
- инвестиционные программы, финансируемые на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры;
- предоставление льгот по уплате налогов хозяйствующим субъектам имеющим ветхое и аварийное жилье, а также предоставление квартир жильцам домов, которые состоят в трудовых отношениях с хозяйствующими субъектами.