Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

 Массовые поражения растений и леса опасными вредителями и болезнями (эпифитотии)


Климатические условия Курганской области способствуют размножению хвое - и листогрызущих вредителей леса; распространению болезней зерновых культур и корнеплодов.

На основании данных фитосанитарного обследования, в северной части Казахстана и в Омской области происходит интенсивное заселение саранчой. Ожидается миграция саранчи на территорию Курганской области. Необходимо создать резервный запас инсектицида.

Одной из наиболее острых проблем в сфере обращения с отходами является утилизация химических средств защиты растений, которые были в разное время запрещены к применению либо пришли в негодность. Их у сельскохозяйственных предприятий скопилось на 01.01.2001 929 тонн.

Анализ нынешнего состояния деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций - ликвидацию их последствий, обеспечение безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшение ущерба народному хозяйству области осуществляет областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Курганской области. Задачи и функции РСЧС определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации.

     Состояние защиты населения и территорий Курганской области от чрезвычайных ситуаций по своим основным показателям не соответствует предъявляемым требованиям по уровню безопасности в чрезвычайных ситуациях.

     Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально - опасных объектах и на прилегающих к ним территориях осуществляет служба наблюдения и лабораторного контроля (далее СНЛК), созданная приказом начальника гражданской обороны - Главой Администрации Курганской области от 24.06.96 N 4 "О создании службы наблюдения и лабораторного контроля в Курганской области"
.

Функцией областной службы наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является получение качественной и своевременной мониторинговой информации и прогнозов.

В состав областной СНЛК включены 66 учреждений, из которых 6 являются головными.

Укомплектованность учреждений СНЛК приборами радиационной, химической и бактериологической разведки и дозиметрического контроля составляет 85%, специалистами - 92%. Служба способна вести круглосуточное наблюдение за состоянием природной Среды, как вблизи объектов использующих в производстве АХОВ, так и на остальной территории области. Учреждения СНЛК не имеют возможности приобретения реактивов, новейших и универсальных средств разведки и контроля объектов окружающей среды, а оснащенность средствами индикации на 0В по прежнему остается очень низкой (10%). Часть приборов морально устарела и требует замены. В настоящее время СНЛК не в состоянии нормально функционировать из - за слабой материально - технической базы.

Ухудшается достоверность прогнозов паводковой обстановки, нет возможности делать краткосрочный прогноз опасных метеорологических явлений (ураган, град). Необходимо обеспечить учреждения СНЛК современным оборудованием, внедрить автоматизированные средства контроля, наблюдения и обработки информации, обеспечить приборами для экспресс - анализов.

В комплексе заблаговременных мер по защите от ЧС одними из основных являются мероприятия инженерной защиты населения и территории. Проведение инженерно - технических мероприятий требует значительных капитальных вложений.

Низкую степень надежности и высокую потенциальную опасность при высоких паводках имеют водозащитные дамбы и другие гидротехнические сооружения. Состояние инженерной защиты территорий от паводков требует принятия комплексных мер по водохозяйственному обустройству территории области (восстановление и постройка новых защитных дамб, расчистка русел рек, крепление берега) с целью устранения негативных экологических и социально - экономических последствий наводнений.

Территориальная автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны Курганской области построена на базе аппаратуры 5Ф88 и АДУ - ЦВ 60-х годов выпуска. Она обеспечивает доведение сигналов оповещения до двух категорированных городов и 22 районных центров. Системой централизованного оповещения охвачен 91% населения области.

Для оповещения и информирования населения в речевой форме в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени используются имеющиеся радиотрансляционные сети, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевидения. Охват населения радиовещанием - 90%, телевидением - 95%.

Автоматизированная система централизованного оповещения Курганской области введена в эксплуатацию и поставлена на дежурство в 1976 году. В настоящее время аппаратура выработала установленный ресурс, морально и физически устарела, часто выходит из строя и по своему назначению ограниченно готова к применению.

Благодаря большим усилиям специалистов ОАО "Электросвязь" аппаратура оповещения поддерживается в постоянной готовности к приему и передаче сигналов ГО. Однако в результате длительной эксплуатации отдельные блоки и устройства часто выходят из строя, для чего на ремонт оборудования требуются дополнительные затраты сил и средств, в виду отсутствия комплектующейся элементной базы, т.к. данный тип аппаратуры оповещения давно снят с производства.

На основании проведенного анализа случаев и характера неисправностей аппаратуры оповещения следует, что процент готовности оборудования в последнее время неуклонно снижается, несмотря на то, что затраты на поддержание его в готовности будут возрастать.

В целом территориальная автоматизированная система централизованного оповещения Курганской области нуждается в реконструкции на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения.

Создание локальных систем оповещения (ЛСО) потенциально опасных объектов (ПОО), предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". На территории области локальные системы оповещения созданы только в АКО "Синтез" г. Курган, АО "Шадринский автоагрегатный завод" г. Шадринск, АО "Молочно - консервный комбинат" г. Шадринск. Это создает предпосылки к массовым поражениям персонала ПОО и населения прилегающих к ПОО районов в случае ЧС.

Защита населения вблизи химически опасных объектов (ХОО) спланирована, в основном, методом эвакуации. Однако при возникновении экстренных ЧС вывод или выход населения из зон возможного химического заражения должен осуществляться в минимальные сроки до начала воздействия на людей поражающих факторов АХОВ, 0В. Эти сроки могут составлять от нескольких минут до нескольких часов. В такой ситуации наиболее эффективным способом защиты населения в условиях заражения окружающей среды от АХОВ, ОВ будет использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

В настоящее время обеспеченность обслуживающего персонала на ХОО промышленными противогазами изолирующего типа составляет только 10%, а население, проживающее вблизи этих объектов, не имеет СИЗ вообще.

Особенно остро эта проблема стоит для населения, проживающего вокруг объекта хранения химического оружия (ХО) в г. Щучье. В этих населенных пунктах (16) на 15178 человек необходимо предусмотреть выдачу двух комплектов СИЗ: 1 - дома, 1 - на рабочем месте.

Далее для проведения санитарной и специальной обработки населения, попадающего в зону возможного химического заражения необходимо развернуть на территории области санитарно- обмывочный пункт (СОП), станцию обеззараживания одежды (СОО), станцию обеззараживания техники (СОТ). Для чего стационарные объекты коммунально-бытового назначения дооборудовать и приспособить для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, в соответствии со СНиПами. В настоящее время приспособление проведено на 23% объектов ЖКХ, а оснащенность основными видами имущества составляет только 17%.

В Курганской области развитие лечебно - профилактической и санитарно - эпидемиологической помощи населению при чрезвычайных ситуациях, диктуется наличием большого числа опасных производств и технологий с устаревшим или исчерпавшим проектный ресурс оборудованием, создающими угрозу поражения и гибели людей. В оказании медицинской и санитарно - эпидемиологической помощи населению возникают большие трудности из-за слабого материально - технического оснащения службы медицины катастроф и ее формирований. Обеспеченность населения области медицинскими средствами защиты и экстренной профилактики составляет 71,3%.

В вопросах подготовки руководящего состава, командно - начальствующего состава, спасателей и других категорий населения области приемам и способам защиты от ЧС имеются недостатки:

- учебно-материальная база объектов экономики, учебно-методического центра и курсов гражданской обороны (далее ГО) не позволяет на достаточном уровне проводить практические занятия с руководящим составом и специалистами по делам ГОЧС;

- слабая учебно-материальная база учебно-методического центра УМЦ, курсов ГО городов, в общеобразовательных учреждениях, ВУЗах, средне-специальных учебных заведениях по курсу "Общая безопасность жизнедеятельности" приводит к снижению заинтересованности слушателей в качественном изучении предмета и в конечном итоге не достигается закрепление навыков действий при чрезвычайных ситуациях;

- из - за отсутствия денежных средств на низком уровне остаются вопросы обучения населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, на создание специальных теле - и радиопередач по тематике защиты от ЧС, проведение бесед, лекций, просмотра учебных фильмов;

- остается острой проблема учебно-материальной базы по преподаванию "Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)" и "Безопасности жизнедеятельности (БЖД)" в учебных заведениях, недостаточное количество квалифицированных преподавательских кадров и учебных пособий.