Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2002 - 2004 ГОДАХ


 1.1. Общая характеристика системы образования Курганской области


В 1996 - 2000 годах в области последовательно реализовывались три целевых программы развития сферы образования, которые были направлены на создание организационно - управленческих, научно - методических и кадровых условий, обеспечивающих сохранение и развитие кадрового потенциала области.

В соответствии с основными направлениями развития областной системы образования решались комплексные задачи ее функционирования и развития, общие для всей системы и специфические для каждого уровня образования.

В 2001 году в области насчитывается 482 дошкольных образовательных учреждения. Контингент воспитанников составляет 29 тыс. человек. С 1996 года количество детских садов сократилось на 151 учреждение, а число воспитанников уменьшилось на 8,4 тыс. детей. В последнее время темпы закрытия дошкольных образовательных учреждений несколько снизились. Наметилась некоторая стабилизация охвата детей дошкольного возраста детскими садами (1999 г. - 47,1%, 2000 г. - 48,3%).

Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования идет путем создания нового типа образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста - комплексов школа - детский сад (в области их насчитывается 48).

Совершенствуется система оказания педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Если в 1996 г. только 10% детей из числа не посещающих детские сады получали дошкольное образование через другие формы, то в 2000 г. этот показатель составил 16,8%. Увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений, переходящих на программы и технологии нового поколения (с 32% в 1998 г. до 54,6% в 2000 г.).

Сеть дневных общеобразовательных школ не претерпела серьезных изменений. С 1996 года число школ уменьшилось на 31, процесс сокращения происходил в основном за счет начальных школ в связи с малой укомплектованностью классов и возможностью организовать подвоз детей в близлежащие школы. В то же время несколько увеличилось число средних школ: с 297 до 304. Количество учащихся сократилось с 159,8 тыс. до 152,6 тыс. человек.

Начальные школы

Основные школы

Средние школы

1996 г.

 382     

 214    

 297    

2001 г.

 348     

 210    

 304    


В области создано 9 учреждений общего образования повышенного уровня (лицеев и гимназий), из которых одно является негосударственным.

Продолжили эффективное функционирование областные лицейские классы. За пять лет выпущено более 400 человек, из которых 93% поступили в высшие учебные заведения. В области проводится целенаправленная работа по организации перевода третьей ступени средней школы на профильное обучение, на базе средних школ районных центров открыто 16 профессионально - профильных классов.

Для организации педагогической поддержки учащихся, имеющих затруднения при обучении в общеобразовательных школах, создаются классы выравнивания и классы компенсирующего обучения, за последние три года их количество увеличилось соответственно с 255 до 304 и с 56 до 131.

Практически все общеобразовательные учреждения области приступили к изучению национально - регионального компонента общего образования, в пределах возможностей системы образования создаются условия для изучения национальных языков.

По состоянию на 1 января 2001 г. в области функционируют 62 учреждения дополнительного образования системы Министерства образования Российской Федерации. На базе областных учреждений создан Центр дополнительного образования детей. Охват детей дополнительным образованием на 1 января 2001 года составил 74,7%.

Начался процесс возрождения воспитательного потенциала системы образования. Преодолена негативная тенденция ухудшения условий для организации воспитательной работы с детьми и подростками, возросло число кружков, секций, клубов. С 1998 г. по 2000 г. в школах области восстановлены или вновь введены 134 ставки вожатых (педагогов - организаторов), 173 ставки на оплату кружковой работы с обучающимися. Более системный и целенаправленный характер приобрела деятельность по оказанию педагогической поддержки детским и юношеским общественным организациям.

Получила развитие система учреждений государственной поддержки детства. За последние годы вновь открыто 3 детских дома, идет реконструкция оздоровительного лагеря "Гренада" под детский дом. В настоящее время в области 14 специальных (коррекционных) школ и школ - интернатов, 13 детских домов, 3 общеобразовательных школы - интерната, 1 специальная школа - интернат для детей и подростков с девиантным поведением, в которых обучается и воспитывается 3960 детей.

Во всех детских домах и школах - интернатах созданы условия для овладения детьми житейскими умениями и навыками. Определенные меры принимаются по социальной поддержке выпускников интернатных учреждений с низкой степенью адаптации к самостоятельной жизни. Действуют социальная гостиница при школе - интернате N 3 г. Кургана, "Дом на полпути" при Куртамышском детском доме - школе, в 2000 году создан при ПУ N 15 г. Шадринска территориальный Центр профессиональной реабилитации подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии.

Расширились социально - педагогические функции системы образования. Несмотря на значительные финансовые трудности, образовательные учреждения области во взаимодействии с органами местного самоуправления сумели организовать адресную социальную поддержку детям из малообеспеченных семей в подготовке их к школе, в обеспечении школьным питанием и подвозом к месту учебы. Усилиями органов опеки и попечительства устроены в детские дома, переданы под опеку или на усыновление все выявленные в области дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В период с 1996 по 2000 гг. в результате реформирования системы начального профессионального образования было создано профессиональное училище в с. Мокроусово, статус профессиональных лицеев получили Курганские профессиональные училища NN 8, 32, Мишкинское ПУ N 22. В настоящее время учреждения начального профессионального образования объединяют 28 профессиональных училищ, 3 профессиональных лицея и 8 филиалов сельских ПУ.

Остаются стабильными контрольные цифры приема в учреждения начального профессионального образования. Общий контингент обучающихся составляет 13,8 тысячи человек, на 10000 населения области приходится 391 учащийся (в Российской Федерации - 116).

В соответствии со спросом на рынке образовательных услуг инженерно - педагогические коллективы профессиональных училищ ведут подготовку по разработке новых образовательных программ и открытию востребованных профессий ("Мастер электромеханических работ", "Лесовод", "Спасатель", "Младший ветеринарный фельдшер" и др.).

Количество средних специальных учебных заведений увеличилось с 23 до 27, численность студентов - с 15,6 тыс. до 18,2 тыс. Открыты Курганский технологический колледж и техникум железнодорожного транспорта. С 2-х до 7-и возросло число колледжей, открытых на базе ссузов. В расчете на 10 тыс. населения в Курганской области приходится 166 студентов средних учебных заведений (в Российской Федерации - 158).

В последние годы произошло расширение сети учреждений высшего профессионального образования, что позволило увеличить возможности приема обучающихся:

1996 г.

4 государственных,

1 негосударственный вуз  

13,6 тыс. студентов

2001 г.

4 государственных,

4 негосударственных вуза,

15 филиалов вузов        

20,9 тыс. студентов