Состояние потребительского рынка области продолжает оставаться стабильным и характеризуется относительно высоким уровнем насыщенности товарами. Негативные тенденции конца 1998 и 1999 годов преодолены. Созданы базовые модели торговых организаций нового уровня, не уступающие зарубежным образцам, развивается выставочно-ярмарочная деятельность.
Розничную торговлю на начало 2002 года осуществляли 93 крупных и средних организаций розничной торговли, 458 крупных и средних организаций других отраслей экономики, более 300 предприятий малого бизнеса, а также более 10 тыс. индивидуальных предпринимателей. Существенная роль в насыщении потребительского рынка продовольственными и непродовольственными товарами и удовлетворении спроса населения принадлежит субъектам малого предпринимательства. В 2002 году они формировали 73,9% оборота розничной торговли, из них доля индивидуальных предпринимателей, реализующих товары через торговую сеть, составила 33,1%.
В товарной структуре розничного товарооборота в последние годы преобладание продовольственных товаров сократилось до 51%. Наполнение потребительского рынка происходит в условиях сокращения областного производства продуктов питания и товаров народного потребления, которое компенсируется частично завозом из других районов, а в основном за счет импорта.
В структуре платных услуг доля бытовых услуг сократилась до 13%, возросли доля услуг жилищно-коммунального хозяйства и достигла в 2002 году 32%, пассажирского транспорта - 21%.
Динамика показателей, характеризующих развитие потребительского рынка, приведена в таблице 28.