Согласно официальным статистическим данным, в Курганской области в 2002 г. реальные располагаемые денежные доходы населения составляли 22% уровня 1991 г. Повышение денежных доходов на протяжении последнего десятилетия зафиксировано дважды - в 1993 г. и в 1997 г. Экономический кризис 1998 г. оборвал тенденцию повышения реальных доходов, однако, начиная с 2000 г. возобновилась позитивная динамика средних доходов. В 2001 году в связи со значительным ростом уровня инфляции реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 3,7%, за 2002 г. - на 8,8%.
Несмотря на то, что ряд показателей основных доходов населения в 2001 - 2002 гг. стали выглядеть лучше относительно предыдущих лет, низкие доходы и бедность являются по-прежнему одной из самых острых социальных проблем Курганской области.
Анализ состояния дел по изучаемой проблеме дает следующую картину.
Проблема бедности в Курганской области имеет наряду с общими, общероссийскими, и собственные, специфические черты.
Одной из самых опасных тенденций является все большее снижение доли оплаты труда в общем объеме денежных доходов - с 47,5% в 1995 году до 39,3% в 2002 году. Тенденция снижения доли оплаты труда обусловлена рядом обстоятельств. В период рыночных преобразований появились новые источники доходов, значительные масштабы приобрели доходы от скрытой (неформальной) экономической деятельности, имеет место сокрытие оплаты труда. В 2002 году доля доходов из прочих источников увеличилась до 22,9% (в 1995 г.- 15,6%), в составе которых объединены доходы различных источников: теневая экономика, сокрытые доходы в различных секторах экономики и т.д. В Курганской области средняя заработная плата с учетом выплат социального характера в 2002 году обеспечивала 1,5 среднероссийского прожиточного минимума - это ниже, чем в других областях Уральского федерального округа.
Ограничение сферы прямого воздействия государства на оплату труда работников предприятий и организаций различных форм собственности, расширение прав предприятий и организаций в решении вопросов оплаты труда и дополнительных расходов, связанных с содержанием рабочей силы, создали предпосылки для усиления межотраслевой дифференциации заработной платы.
По-прежнему сохранились высокие темпы роста среднемесячной заработной платы работников отраслей финансов и кредитования, транспорта, органов управления. В 2002 году она превысила среднеобластной уровень соответственно в 2,3; 1,6; 1,4 раза.
Самая низкая величина оплаты труда сохранилась в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и искусства, образования, лесном хозяйстве. Если в 1995 году межотраслевой размах вариации максимального и минимального значений среднемесячной заработной платы составлял 3,4 раза (629 руб. на транспорте и 186 руб. в учреждениях образования), то в 2002 году - 5,2 раза (6547 руб. в финансовой деятельности, кредитовании и 1258 руб. в сельском хозяйстве).
Существенное влияние на уровень бедности играет неравномерность выплат и задолженность по заработной плате. Общий объем задолженности по выплате заработной платы на 1 января 2003 года составил 281 млн. руб. (на 1 января 2002 года - 357,7 млн. руб.).
В составе денежных доходов значительное место занимали социальные трансферты. В структуре социальных трансфертов в 2002 году основную долю (78%) занимали пенсии.
На начало 2003 года численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составила 285 тыс. человек. Удельный вес пенсионеров в общей численности населения - 26,7%, из них 95,2% - пенсионеры, получающие трудовые пенсии, 4,8% - социальные пенсии, 0,3% - пенсионеры-военнослужащие.
Средний размер месячной пенсии (с учетом компенсации) составил в декабре 2002 года 1386,1 руб., что в 1,2 раза выше показателя 2001 года в результате проведенных в 2002 году индексаций пенсий всем пенсионерам. Несмотря на неоднократное повышение пенсий, их уровень остается значительно ниже величины средней заработной платы.
Одной из групп населения, имеющих фиксированные доходы, являются студенты. В 2002 году из бюджета выплачено стипендий студентам ВУЗов, учащимся техникумов и других учебных заведений в сумме 54,4 млн. руб. Приведенные данные свидетельствуют о том, что студенты являются наиболее социально незащищенными, так как величина стипендии в процентах к заработной плате на протяжении последних лет снижается и не достигает даже третьей части прожиточного минимума.