В условиях ограниченности финансовых ресурсов в области, когда не представляется возможным достаточно быстро принять меры по созданию полноценной системы политик в сфере промышленности (рис. 19), представляется целесообразным в приоритетном порядке рассмотреть некоторые аспекты формирования первоочередной политики, научно-технической, с целью активизации инновационной деятельности. Целесообразно также создание инновационно-инвестиционных инфраструктуры и механизма, обеспечивающих режим самофинансирования производств и территорий области.
Отсутствие планово-распределительной системы, выполняющей роль регулятора концентрации ресурсов на важнейших направлениях развития науки и техники, низкий платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию, привели к снижению научно-технической и инновационной активности в области. В промышленности снижается объем производства наукоемких видов продукции. Научно-техническая сфера оказалась в новых условиях в трудном положении. Научно-технические разработки не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частных лиц из-за опасений финансового риска.
В ближайшей перспективе необходимо восстановить разрушенное реформами единство фундаментальной науки и практики через отраслевую науку и прикладные исследования. Надо пробудить утраченный в годы реформ интерес властных и производственных структур к научным разработкам, так как без опоры на науку и высокую инновационную активность на всех уровнях хозяйствования невозможно обеспечить устойчивое развитие территории.
Следует значительно наращивать научный потенциал области и на его основе резко поднять уровень инновационной активности, так как, по мнению ведущих ученых, инновационному пути развития отечественной экономики нет альтернативы. Инновационная деятельность в промышленности должна осуществляться в соответствии с Концепцией развития инновационной деятельности в Курганской области на период до 2015 года.
Нужно активнее создавать на ведущих промышленных организациях области постоянные и временные творческие и венчурные коллективы для проведения и внедрения НИОКР, создавая благоприятные условия для их деятельности и формируя соответствующую мотивационную среду. В первую очередь это относится к машиностроению и видам промышленной деятельности по выпуску социально значимой продукции. При этом главное внимание должно быть уделено качеству и конкурентоспособности выпускаемой продукции, применению инновационных экологически чистых и ресурсосберегающих технологий и проектов. В стратегическом отношении предпочтение следует отдать наукоемкому производству, обеспечивающему наибольший эффект.
Необходимо оказывать всемерную поддержку академической и отраслевой науке, являющейся важнейшим ресурсом научно-технического прогресса.
Основными направлениями научно-технической политики должны стать:
1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения научной деятельности.
2. Расширение представительства академических научных подразделений Уральского отделения Российской академии наук.
3. Создание аналитических и инновационно-технологических центров, центров внедрения научно-технических, инновационных, консалтинговых фирм малого и среднего бизнеса.
4. Создание и развитие коммерческих форм взаимодействия науки и производства с целью превращения научно-технологических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и его реализация на рынке товаров и услуг.
5. Формирование приоритетов инновационной деятельности в промышленности.
6. Совершенствование системы экономического стимулирования, способствующей привлечению российских и зарубежных инвестиций, направленных на освоение научно-технических достижений и создание новой продукции и технологий.
7. Создание фондов, способных профинансировать инновационные проекты по выпуску наукоемкой и конкурентоспособной продукции.
8. Целевая подготовка и переподготовка высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям науки и техники, менеджеров инновационной деятельности на основе базового технического, экономического и дополнительного юридического образования.